Принципы бюджетного федерализма
Бюджетное устройство РФ. Принципы бюджетного федерализма.
«Бюджетный федерализм — это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию межбюджетных отношений».
Основными принципами бюджетного федерализма являются:
— единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;
— сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;
— высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;
— активное участие членов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.
Эффективная модель системы межбюджетных отношений в общем, как и бюджетный федерализм в частности, основывается на балансе интересов Федерации и ее субъектов, представляет главным образом продукт синтеза финансово-экономических интересов государства, населения и предпринимательства.
Необходимо помнить, что экономическое развитие государства — это развитие региональных экономик, поэтому проблема самодостаточности экономического и налогового потенциала регионов является главной.
На решение данной проблемы должны быть ориентировано установление эффективных межбюджетных отношений и бюджетного федерализма.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
— местные бюджеты
Таблица 24 — Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип | Смысл принципа |
Принцип единства бюджетной
системы |
Единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства. |
Принцип разграничения доходов
и расходов |
Закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (между уровнями бюджетной системы). |
Принцип
самостоятельности бюджетов |
Право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления: самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов (федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе) бюджетов и полномочий по формированию доходов в соответствии с законодательством РФ. |
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов | Все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей (в пределах текущего финансового года). |
Принцип сбалансированности бюджета | Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. |
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств | Уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. или достижения наилучшего результата. |
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов | Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов. |
Принцип
гласности |
Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. |
Принцип достоверности бюджета | Надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов. |
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств | Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. |