Пожарные рукава

Пожарные рукава – это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.

Классификация пожарных рукавов.

  1. напорные
  2. всасывающие
  3. напорно-всасывающие

Напорные рукава
В настоящее время выпускаются (или находятся в эксплуатации) напорные рукава следующих типов:
-прорезиненные;
-латексированные;
-с двухсторонним полимерным покрытием;
-пластмассовые армированные;
-льняные и льноджутовые;
-рукава на рабочее давление 3,0 МПа.

Использование напорных рукавов
Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами.
В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками.
Для разгрузки вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав.
Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий
Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.
При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов.

а) ленточный зажим — для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;
б) корсетный зажим — для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.
В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов

Всасывающие рукава
Для комплектации пожарной техники используются рукава: 1 – всасывающие, 2 — напорно-всасывающие. Рукава первой группы предназначены для забора воды из открытых  водоисточников, рукава второй группы — из водопроводной сети.
Рукав состоит:
1 — внутренняя резиновая камера;
2 — текстильный слой;
3 — проволочная спираль;
4 — промежуточный резиновый слой;
5 — текстильный слой;

Использование всасывающих рукавов
Всасывающие рукава размещаются на пожарных автомобилях в пеналах. Укомплектовывать автомобиль неисправными и грязными рукавами запрещается. Для удобства извлечения рукавов из пеналов и предохранения их от истирания под рукава подкладывают прокладочные ленты.
При извлечении рукавов из пеналов не допускается их сбрасывание на землю во избежание механических повреждений.
При прокладке всасывающей линии необходимо следить за тем, чтобы в места соединения не попадал песок, земля и т.п., нарушающее герметичность. Не следует допускать резких перегибов, механических повреждений рукавов, запрещается перемещение рукавов волочением.

Хранение рукавов
Хранению подлежат только чистые высушенные рукава.
Всасывающие рукава должны храниться в помещении параллельными рядами высотой не более 1 м при температуре от минус 25ºС до плюс 30ºС и размещаться на расстоянии не менее 1м от теплоизлучающих приборов.
Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положенииНовые рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.

Испытание рукавов
Инструкция по охране труда при испытании рукавов.
К испытанию рукавов допускаются лица получившие инструктаж по данному виду работ.
Испытания проводятся на достаточной площади, чтобы исключить травмирование людей при разрыве рукавов.
Для предотвращения самоотката автоцистерны, с которой подается давление в испытуемые рукава, она должна быть поставлена на ручной тормоз, а при наличии уклона дополнительно иметь упоры под колесами.
При прокладке рукавов следить за тем, чтобы рукавные линии не пересекались, рукава не заламывались, чтобы на них не образовывались «спирали».
Число напорных рукавов в испытываемой линии ограничивается пятью, из расчета один рукав – двадцать метров.
Диаметр испытываемых рукавов должен быть одного размера.
Вода в рукавную линию подается только по команде ответственного,  за испытание рукавов лица.
Заполнять рукава водой надо медленно. До требуемой величины давление должно увеличиваться постепенно и достигать этой величины только после того, как вытеснен воздух и водой заполнен весь объем испытуемого рукава, о чем можно судить по появлению непрерывной струи из крана или заглушки.
При поступлении давления в испытуемые рукава необходимо учитывать реакцию струи, т. е. силу направленную противоположно направлению струи (при образовании свища), стремящуюся сместить рукав в противоположную сторону.
Подачу воды в испытываемую линию необходимо прекращать медленно и плавно, дабы исключить гидравлический удар и разрыв рукава.