Понятие, преимущества и область применения преднапряженных жбк
Иногда образование трещин в конструкциях, в которых недопустимо по условиям эксплуатации (например, в резервуарах; трубах; конструкциях, экспуатирующихся при воздействии агрессивных сред). Чтобы исключить этот недостаток железобетона, применяют предварительно напряженные конструкции. Таким образом, можно избежать появления трещин в бетоне и уменьшить деформации конструкции в стадии эксплуатации. Предварительно напряженнойназывают такую железобетонную конструкцию, в которой в процессе изготовления которой создают значительные сжимающие напряжения в бетоне той зоны сечения конструкции, которая при эксплуатации испытывает растяжение (рис.2).
Как правило, начальные сжимающие напряжения в бетоне создают с использованием предварительно растягиваемой высокопрочной арматуры За счет этого повышается трещиностойкость и жесткость конструкции, а также создаются условия для применения высокопрочной арматуры, что приводит к экономии металла и снижению стоимости конструкции.
Удельная стоимость арматуры снижается с увеличением прочности арматуры. Поэтому высокопрочная арматура значительно выгоднее обычной. Однако применять высокопрочную арматуру в конструкциях без преднапряжения не рекомендуется, т. к. при высоких растягивающих напряжениях в арматуре трещины в растянутых зонах бетона будут значительно раскрыты, снижая при этом необходимые эксплуатационные качества конструкции.
Преимущества преднапряженного железобетона перед обычным – это, прежде всего, его высокая трещиностойкость; повышенная жесткость конструкции (за счет обратного выгиба, получаемого при обжатии конструкции); лучшее сопротивление динамическим нагрузкам; коррозионная стойкость; долговечность; а также определенный экономический эффект, достигаемый применением высокопрочной арматуры.
В предварительно напряженной балке под нагрузкой (рис. 2) бетон испытывает растягивающие напряжения только после погашения начальных сжимающих напряжений. На примере двух балок видно, что трещины в преднапряженной балке образуются при более высокой нагрузке, но разрушающая нагрузка для обеих балок близка по значению, поскольку предельные напряжения в арматуре и бетоне этих балок одинаковы. Гораздо меньше также и прогиб преднапряженной балки.
Конструкция предварительно напряженной плиты по грунту была разработана в лаб. 7 ГУП НИИЖБ для применения в качестве основания промышленных покрытий промышленных полов и дорожной одежды при благоустройстве территорий в условиях, когда расчетные характеристики подстилающих грунтов снижены за по тем или иным причинам. Актуальность данной разработки зачастую определяется необходимостью производить работы по устройству плит по грунту в условиях зимы на промороженных или подрабатываемых грунтах. Возможность повышения жесткости плит по грунту за счет предварительного напряжения канатной арматуры в построечных условиях снижает требования к основанию и позволяет снизить в несколько раз затраты на его подготовку и сроки производства работ. В отличие от традиционных конструкций железобетонных плит по грунту сопоставимой жесткости, предварительно напряженные плиты по грунту имеют примерно в два раза меньший расход бетона и в четыре раза меньший расход арматуры. 26. Способы и методы создания предварительного напряжения
В производстве предварительно напряженных элементов возможны два способа создания предварительного напряжения: натяжение арматуры на упоры и натяжение арматуры на затвердевший бетон. Натяжение арматуры на упоры производится механическим, электротермическим или электротермомеханическим способом, а натяжение арматуры на бетон, — как правило, механическим способом.
При натяжении на упоры до бетонирования элемента арматуру заводят в форму, один конец ее закрепляют в упоре, другой натягивают домкратом или другим приспособлением до заданного контролируемого напряжения. После приобретения бетоном необходимой кубиковой прочности перед обжатием арматуру отпускают с упоров. Арматура при восстановлении упругих деформаций в условиях сцепления с бетоном обжимает окружающий бетон. При так называемом непрерывном армировании форму укладывают на поддон, снабженный штырями, арматурную проволоку специальной навивочной машиной навивают на трубки, надетые на штыри поддона, с заданной величиной напряжения, и конец ее закрепляют плашечным зажимом. После того как бетон наберет необходимую прочность, изделие с трубками снимают со штырей поддона, при этом арматура обжимает бетон. Стержневую арматуру можно натягивать на упоры электротермическим способом. Стержни с высаженными головками разогревают электрическим током до 300—350 °С, заводят в форму и закрепляют на концах в упорах форм. Арматура при восстановлении начальной длины в процессе остывания натягивается на упоры. При натяжении на бетон сначала изготовляют бетонный или слабоармированный элемент, затем при достижении бетоном прочности создают в нем предварительное сжимающее напряжение. Напрягаемую арматуру заводят в каналы или в пазы, оставляемые при бетонировании элемента, и натягивают на бетон. При этом способе напряжения в арматуре контролируются после окончания обжатия бетона. Каналы, превышающие диаметр арматуры на 5—15 мм, создают в бетоне укладкой извлекаемых пустотообразователей (стальных спиралей, резиновых шлангов и т. п.) или оставляемых гофрированных стальных трубок и др. Сцепление арматуры с бетоном создается после обжатия инъецированием — нагнетанием в каналы цементного теста или раствора под давлением. Инъецирование производится через заложенные при изготовлении элемента тройники — отводы. Если напрягаемая арматура располагается с внешней стороны элемента (кольцевая арматура трубопроводов, резервуаров и т. п.), то навивка ее с одновременным обжатием бетона производится специальными навивочными машинами. В этом случае на поверхность элемента после натяжения арматуры наносят торкретированием (под давлением) защитный слой бетона.
Большое распространение железобетона в современном строительстве вызвано прежде всего его значительными техническими и экономическими преимуществами в сравнении с другими строительными материалами.
До 70—80% массы железобетона составляют местные каменные материалы (песок, гравий или щебень). Замена стальных и деревянных конструкций железобетонными позволяет экономнее расходовать в строительстве сталь и древесину, незаменимые в других отраслях народного хозяйства.
Особенно значительный технико-экономический эффект достигается при применении сборного и предварительно напряженного железобетона, изготовляемого индустриальными методами на предприятиях и полигонах.
Железобетон обладает рядом важных технических преимуществ. Прежде всего он отличается исключительной долговечностью благодаря надежной сохранности арматуры, заключенной в бетон. Прочность же бетона со временем не только не уменьшается, но может даже увеличиться.
Железобетон хорошо сопротивляется атмосферным воздействиям, что особенно важно при строительстве открытых инженерных сооружений (эстакады, мачты, трубы, мосты и др.).
Конструкции из железобетона обладают высокой огнестойкостью. Практика показала, что защитный слой бетона толщиной 1,5-2 см достаточен для обеспечения огнестойкости железобетонных конструкций при пожарах. В целях еще большего увеличения огне-, а также жаростойкости применяют специальные заполнители (базальт, диабаз, шамот, доменные шлаки и др.) и увеличивают толщину защитного слоя до 3-5 см.
Железобетонные конструкции, благодаря их монолитности и большей жесткости по сравнению с конструкциями из других материалов, отличаются весьма высокой сейсмостойкостью.
Железобетону легко могут быть приданы любые целесообразные конструктивные и архитектурные формы. Эксплуатационные расходы по содержанию сооружений и уходу за конструкциями весьма низки.
По затратам времени на изготовление и монтаж сборные железобетонные конструкции могут конкурировать со стальными, особенно при изготовлении железобетонных конструкций методом проката, кассетным способом, при монтаже с колес и применении других прогрессивных методов изготовления и монтажа.
К недостаткам железобетонных конструкций следует отнести:
1) относительно большой собственный вес;
2) сравнительно высокую тепло- и звукопроводность, требующую в некоторых случаях устройства специальной изоляции;
3) сложность производства работ, особенно в зимнее время, и при изготовлении предварительно напряженных конструкций, потребность в квалифицированных кадрах, специальном оборудовании, пропарочном хозяйстве; необходимость систематического контроля за правильностью расположения арматуры, дозировкой составляющих бетонной смеси, ее укладкой и другими операциями;
4) возможность появления трещин до приложения эксплуатационной нагрузки (от усадки и собственных напряжений в железобетоне по технологическим причинам), а также от действия внешних нагрузок из-за низкого сопротивления бетона растяжению.
По методу выполнения железобетонные конструкции могут быть сборными, монолитными и сборно-монолитными.
Сборныежелезобетонные конструкции больше распространены, так как их применение дает возможность индустриализации и максимальной механизации строительства. При изготовлении сборных конструкций в заводских условиях можно широко применять наиболее прогрессивную технологию приготовления, укладки и обработки бетонной смеси, автоматизировать производство, значительно упростить строительные работы.
Применение сборных унифицированных железобетонных изделий заводского изготовления позволяет значительно снизить расход лесоматериалов и затрат труда на дорогостоящие опалубку и леса, но требует тяжелых транспортных и подъемных механизмов, тщательного выполнения стыков и узлов сопряжений элементов, высокой культуры монтажных работ.
Монолитныежелезобетонные конструкции находят широкое применение в сооружениях, трудно поддающихся членению и унификации, например в некоторых гидротехнических сооружениях, тяжелых фундаментах, плавательных бассейнах, в сооружениях, выполняемых в передвижной или скользящей опалубке (оболочки покрытий, силосы и т.п.).
Сборно-монолитныежелезобетонные конструкции представляют собой сочетание сборных элементов и монолитного бетона, укладываемого на месте строительства.
Обычно сборные элементы образуют опалубку для монолитного бетона, что ведет к уменьшению расхода леса на опалубку. Сборно-монолитные конструкции по сравнению со сборными отличаются большей монолитностью и более простым устройством стыков.
Сборно-монолитный железобетон применяется в конструкциях покрытий и перекрытий зданий, в гидротехническом и транспортном строительстве и особенно, если сооружению необходимо придать неразрезность и жесткость.
По виду арматурыразличают железобетон с гибкой арматуройв виде стальных стержней круглого или периодического профиля сравнительно небольших диаметров (до 40 мм)и конструкции с несущей арматурой.В последних арматурой служит либо профильная прокатная сталь — уголковая, швеллерная, двутавровая (жесткая арматура), либо пространственные сварные каркасы из круглой стали больших диаметров, воспринимающих нагрузку от подвесной опалубки и веса свежеуложенной бетонной смеси.
При изготовлении конструкций с несущей арматурой не нужны поддерживающие леса, однако расход стали на эти конструкции увеличивается. Поэтому основным видом арматуры для железобетона, особенно в промышленном и гражданском строительстве, служит гибкая арматура из стержней диаметром до 40 мм, которая может быть распределена в сечении элемента более целесообразно. Для конструкций гидротехнических, транспортных и некоторых других видов сооружений применяется также круглая арматура больших диаметров.
БЕТОН
Бетоны — искусственные каменные материалы. Как известно, их получают в результате затвердения бетонной смеси, составляемой из крупного и мелкого заполнителя, вяжущего, воды и специальных добавок. Затвердевший бетон приобретает довольно сложную структуру (внутреннее строение) Структура бетона оказывает решающее влияние на свойства бетона. Она грубо неоднородна и зависит от многочисленных факторов: зернового состава, объемной концентрации цементного камня, вод о цементного отношения, способов уплотнения, условий твердения, степени гидратации цементного камня и пр.
Структура бетона формируется в виде пространственной решетки из цементного камня, заполненной зернами крупных и мелких заполнителей и пронизанной многочисленными микропорами и капиллярами, содержащими химически несвязанную воду, водяные пары и воздух (рис.1). Поэтому бетон представляет собой капиллярно-пористый каменный материал, в котором нарушена сплошность и присутствуют все три фазы — твердая, жидкая и газообразная.
Цементный камень состоит из упругого кристаллического сростка и наполняющей его вязкой массы — геля. Сочетание упругой и вязкой структурных составляющих цементного камня наделяют бетон свойствами упрутопластичноползучего тела. Эти свойства проявляются в поведении бетона под нагрузкой и в его взаимодействии с внешней средой.
Рис. 1 Структура бетона: 1 — окаменевший цементно-песчаный раствор; 2 — зерна крупного заполнителя; 3 — структурные трещины в матрице и на границе зерен заполнителя; 4 -крупные поры и капилляры; 5 — пустоты под зернами крупного заполнителя; 6 — разрыхленная порами структБетон для железобетонных конструкций должен обладать вполне определенными наперед заданными физико-механическими свойствами
Физические свойства бетона зависят от исходных материалов, способа изготовления и определяются его структурой. С этих позиций бетоны классифицируются по следующим признакам.
По структуре:
— плотный бетон, в котором пространство между зернами заполнителя занято затвердевшим вяжущим;
— крупнопористый бетон — пространство между зернами заполнителя заполнено частично;
— поризованный бетон — бетон, в котором пространство между зернами заполнителя поризовано посредством введения специальных добавок;
— ячеистый бетон — бетон с искусственно созданными порами.
Чем выше плотность бетона, тем выше его прочность. Чем выше марка цемента по отношению к требуемой прочности бетона, тем меньше его потребность.
По средней плотности:
— особо тяжелые ρ> 2500 кг/м3,
-тяжелые ρ = 2200… 2500 кг/м3,
— облегченные ρ =1800…2200 кг/м3,
-легкие ρ = 500… 1800 кг/м3.
Соответственно средней плотности устанавливается марка бетона по средней плотности- D, которая гарантирует собственную массу бетона в (кг/м3). Она устанавливается для конструкций, к которым предъявляются также и теплоизоляционные требования.
Тяжелый бетон в настоящее время во всем мире является основным видом бетона, применяемым в строительстве для изготовления изделий и конструкций массового производства для всех видов строительства.
Для конструкций, изготовляемых из бетона на напрягающем цементе, устанавливаются марки по самонапряжению(Sp 0,6…Sp 4). Марка характеризует величину предварительного напряжения в бетоне (МПа) на уровне оси, проходящей через центр тяжести арматуры. Такие бетоны применяются при изготовлении труб, покрытий дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов и т.п.
По виду вяжущего:
— цементные;
— полимерцементные;
— на известковом вяжущем (силикатные);
— на гипсовом;
— на специальных вяжущих.
Основное распространение в настоящее время получили бетоны на цементной основе. Чтобы увеличить сопротивление бетона агрессивной среде и повысить долговечность конструкций при особых условиях эксплуатации, применяют специальные виды цемента — сульфатостойкий, солестойкий, пуццолановый, быстротвердеющий, расширяющийся, самонапрягающийся.
По виду заполнителя:
— на плотных естественных заполнителях (гравий, щебень);
— на пористых природных заполнителях (перлит, пемза, ракушечник);
— на искусственных заполнителях (керамзит);
— на специальных заполнителях, которые удовлетворяют требованиям биологической защиты, жаростойкости, химической стойкости и т.д.
По зерновому составу:
— крупнозернистые;
— с крупным и мелким заполнителем;
— мелкозернистый (только с мелким заполнителем).
По способу твердения:
— естественного твердения;
— бетон, подвергнутый тепловлажностной обработке при атмосферном давлении;
— бетон, подвергнутый автоклавной обработке при повышенном давленииура цементного камня под отдельными зернами крупного заполнителя
К физическим свойствам бетона относятся: водонепроницаемость, морозостойкость, жаростойкость, огнестойкость, коррозионная стойкость и др.
Подводонепроницаемостью материала понимают его способность не пропускать воду. Для напорных сооружений (резервуары, напорные трубопроводы и т.п. сооружения) в зависимости от испытываемого гидростатического давления жидкости назначается марка по водонепроницаемости впределах от W 2 до W 12. Число характеризует давление воды в кг/см2, при котором еще не наблюдается ее просачивания через испытываемый образец. Испытания выполняют на образцах из бетона диаметром и высотой 150 мм.
Под морозостойкостью понимают способность материала в увлажненном состоянии сопротивляться — разрушающему воздействию попеременного замораживания и оттаивания. Марка бетона по морозостойкости назначается для конструкций в пределах от F25 до F500. Число характеризует количество выдерживаемых циклов попеременного замораживания и оттаивания в насыщенном водой состоянии, при котором прочность бетона снижается не более чем на 15% или не наблюдается видимых его разрушений.
Под жаростойкостью понимают способность бетона сохранять прочность при длительном воздействии высоких температур (выше 200 С).
Под огнестойкостью, измеряемой в часах, понимают способность бетона сохранять прочность при воздействии открытого огня (1000…1100 °С).
Для конструкций, работающих при более высоких температурах, применяют бетоны, приготовляемые на термически стойких заполнителях с малым коэффициентом температурного расширения (шамот, металлургические шлаки, хромит и др.) и глиноземистом цементе или на портландцементе с тонкомолотыми добавками (шамот, кварц, вулканические породы и др.), или на жидком стекле с кремнефтористым натрием и тонкомолотой добавкой. Такие бетоны способны выдерживать длительное действие температуры до 1200 °С.
Под коррозионной стойкостью понимают способность бетона не вступать в химическую реакцию с окружающей средой.
Для повышения коррозионной стойкости эффективно применение армопластбетонов, изготовляемых на основе полимерных вяжущих (поливинилацетат, поливинилхлорид и др). Такие бетоны отличаются высокой химической стойкостью и используются преимущественно в сооружениях, подвергающихся воздействию агрессивных сред (газы, масла, кислоты, щелочи и др.)
По прочностным показателям качества различают следующие классы бетона;
В — по прочности на осевое сжатие;
Bt — по прочности на осевое растяжение.
Под классом бетона «В» по прочности на осевое сжатие понимают среднестатистическое значение временного сопротивления сжатию Rm в МПа эталонных образцов, изготовленных и испытанных через 28 суток хранения при температуре (20 ± 2) °С в соответствии с государственным стандартом с обеспеченностью 0,95.
Нормами установлены следующие классы бетона по прочности на осевое сжатие:
— для тяжелых и мелкозернистых бетонов: В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В25; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60;
-для легких бетонов: В7,5; B10; B12,5; В15; В20; В30; В35; В40.
Под классом бетона « Bt» no прочности на осевое растяжение понимают среднестатистическое значение временного сопротивления растяжению Rm{ в МПа эталонных образцов, испытанных через 28 суток хранения при температуре (20 ±2) С в соответствии с государственным стандартом с обеспеченностью 0,95.
Класс по прочности на осевое растяжение назначают при проектировании железобетонных конструкций, для которых прочность бетона на растяжение имеет принципиальное значение (резервуары, напорные трубопроводы, бетонные покрытия дорог и т.п. сооружения).
Нормами для тяжелых, легких и мелкозернистых бетонов установлены классы бетона по прочности на осевое растяжение Вt 0,8…3,2 с градацией через 0,4 МПа.
Нормативное сопротивление бетона
Нормативные и расчетные сопротивления бетона установлены для оценки прочности бетона при проектировании, изготовлении и эксплуатации железобетонных конструкций. Предел прочности бетона осевому сжатию определяют по эмпирическим кривым распределения временного сопротивления сжатию эталонных бетонных кубов.
Нормативными сопротивлениями бетона являются:
– класс бетона В (кубиковая прочность);
– временное сопротивление осевому сжатию призмы Rbn (призменная прочность);
– временное сопротивление осевому растяжению призмы Rbtn (призменная прочность).
Нормативные сопротивления бетона Rbn и Rbtn даны в СНиП.
Для предельных состояний первой группы (Rb и Rbt) расчетное сопротивление получают посредством деления соответствующих нормативных сопротивлений на коэффициенты надежности по бетону при осевом сжатии γbc=1,3 и при осевом растяжении γbc= 1,5. Эти коэффициенты учитывают возможные отклонения нормативных сопротивлений в неблагоприятную сторону вследствие факторов, не поддающихся статистическому учету (замены вида цемента, крупных и мелких заполнителей, условий твердения). По мере возрастания класса бетона выше В40 увеличивается их хрупкость (уменьшаются деформации ползучести), поэтому расчетные сопротивления сжатию тяжелого бетона классов В50, В55, В60 снижают умножением соответственно на коэффициенты 0,95; 0,925; 0,9.
При расчете элементов конструкций расчетные сопротивления бетона для предельных состояний первой группы Rb и Rbt снижают (или повышают) посредством умножения на коэффициенты условий работы γbi учитывающие особенности свойств бетона, длительность действия нагрузки и ее многократную повторяемость, условия и стадию работы конструкции, способ ее изготовления, размеры сечения ( табл. 15 СНиП 2.03.01-84).
Расчетные сопротивления бетона для предельных состояний второй группы (Rb.ser и Rbt.ser) принимают равными нормативным сопротивлениям, т. е. вводят в расчет с коэффициентом надежности по бетону γ = 1. Это обусловлено тем, что снижение прочности бетона происходит на одном напряженном участке, в то время как предельные состояния второй группы определятся в основном деформациями бетона по всей длине элементов. Последнее выравнивает неоднородность деформирования и повышает надежность конструкции. Принимают коэффициент условий работы бетона γbi = 1, за исключением случаев расчета элементов по образованию трещин при многократном действии нагрузки, когда γbi= γb1 (табл. 16 СНиП 2.03.01-84).