Понятие эпистемы. Эпистемология права

эпистема — знание теоретическое, прототип знания научного.

Эпистемасистема ценностей, смыслов и нормативно-регулятивных принципов, выраженных в языке. Речь идет о понятиях, которые возникают и употребляются в определенном конкретно-историческом и культурном контекстах. Фуко убежден, что эпистемы в их языково-семиотическом измерении образуются на том уровне, где формируются научные символы и научный язык. Символический порядок эпистем внутренне иерархичен: определенные осно-вополагающие понятия и познавательные принципы организуют множество высказываний, наблюдений, аргументов. Эпистемы резко противостоят друг другу, основополагающие принципы организации научного мышления четко отделяются друг от друга. Фуко утверждает, что в каждой исторической эпохе существует единая система знаний – эпистема, которая образуется из дискурсов различных научных дисциплин и реализуется в речевой практике современников как строго определенный языковой код – свод предписаний и запретов.

Эпистемология права (греч. episteme — знание, logos — учение) — междисциплинарная теоретическая область, где рассматриваются стратегии исследования права и разрабатываются методологические проблемы, касающиеся природы, структуры и функций знаний о праве.

Эпистемологические стратегии исследования права выполняют инструментальную функцию, вооружая общественное правосознание непрерывно совершенствующимися средствами самоанализа. Они развиваются не самостоятельно, а в контексте философско-правовых, правоведческих, социологических и прочих исследований социально-правовой действительности и реальности. Эпистемологические исследования всегда зависят от характера общих социокультурных парадигм, от совокупной динамики трансформаций правовой реальности. Активность и результативность эпистемологических исследований имеет синусоидальный, циклический характер, сопровождается взлетами и затуханиями.

Передвигаясь «по стопам» эволюционирующих правовых цивилизаций, они стремятся в своих концептуальных моделях раскрывать

  • смыслы базовых принципов правового познания,

  • сущностное содержание правовых знаний,

  • закономерности возникновения объяснительных моделей,

  • характер их взаимосвязей с практикой социально-правовых отношений.

Особенность эпистемологических изысканий связана с тем, что в их ходе теоретикам невозможно отвлечься от массы внетеоретических мотивов, пронизывающих все проблемное поле правоведения.

Эпистемологическая деятельность создает теоретическое пространство, проходя через которое субъект познания обретает возможность преодоления своих непосредственных оценочных реакций и погружения в сплетения сложнейших зависимостей социально-правовых отношений, опосредованных многими практическими и духовными факторами. При этом правовую эпистемологию интересует не социально-правовая практика как таковая, а тот вид, какой она принимает в теоретическом сознании субъекта познания, те когнитивные рефлексы и противоречия, которые возникают при взаимопроникновении этих двух типов реальности. Чем изощреннее эпистемологическая рефлексия и тоньше ее методологический инструментарий, тем эффективнее ее поисковая деятельность, тем больше она обнаруживает разнообразных опосредствующих смысловых, ценностных и нормативных звеньев в пределах правовой реальности. При этом ее активность существенно возрастает в переходные исторические эпохи смены социально-правовых систем.