Платежный баланс государства

  1. Платежный баланс государства , его элементы. Платежный баланс РФ. (ФИНАНСЫ)

Платежный баланс – балансовый счет международных операций страны в форме соотношения валютных поступлений из-за границы и платежей, произведенных данной страной другим странам. Различают платежный баланс на определенную дату и баланс за определенный период (месяц, квартал, год). Платежный баланс вкл. разделы: 1.текущие операции 2.операции с капиталом и фин.инструмунтами. В платежном балансе выделена статья «ошибки и пропуски», в которую относятся статистические неточности и неучтенные операции, особенно по разделу движения капиталов и кредитов. «Бегство» капиталов характерно для стран, испытывающих соц-экон. и политические трудности. Состояние платежного баланса страны зависит от темпа экон. роста, инфляции, динамики валютного курса, места страны во всемирном хозяйстве, конъюнктуры мирового рынка, политической ситуации, ЧП. Состояние платежного баланса влияет на динамику валютного курса, золотовалютных резервов, внешней задолженности, на валютно-экономическое положение страны в целом. В связи с этим платежный баланс является объектом не только рыночного, но и гос-го регулирования.

Платежный баланс –это соотношение платежей, произведенных страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Общий платежный баланс страны образуют платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов, а также движение золотых и валютных резервов. Общий платежный баланс страны всегда сбалансирован, т. е. его активные и пассивные операции составляют одинаковую величину.

Различают платежный баланс по текущим операциям, баланс движения капиталов и кредитов и балансирующие статьи.

Важнейшая составная часть платежного баланса по текущим операциям – торговый баланс, отражающий соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за соответствующий период. В платежный баланс по текущим операциям включаются также платежи и поступления по страхованию, комиссионным операциям, туризму, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи по лицензиям за использование изобретений. В платежном балансе отражаются также военные расходы страны за рубежом.

Баланс движения капиталов и кредитов отражает платежи и поступления по экспорту-импорту государственного и частного долгосрочного и краткосрочного капиталов. Сюда входят прямые и портфельные инвестиции, вклады в банках, коммерческие кредиты, специальные финансовые операции и др.

Состояние платежного баланса по текущим операциям оказывает непосредственное воздействие на валютный курс страны. При хронически пассивном платежном балансе курс валюты падает, при активном – повышается. Следует иметь в виду, что для динамики валютного курса основное значение имеет сальдо платежного баланса по текущим операциям не между двумя странами, а общее сальдо этого баланса по отношению ко всем странам, участвующим в международных расчетах страны.

Важными элементами платежного баланса являются балансирующие статьи, к которым относятся государственные золотовалютные резервы, внешние государственные займы, кредиты международных ва-лютно-финансовых организаций.

От платежного баланса следует отличать расчетный баланс,который представляет требования и обязательства страны по отношению к зарубежным странам. В эти требования и обязательства включаются государственные (золотовалютные и пр.) и частные активы, прямые инвестиции, полученные и предоставленные кредиты, обязательства финансовых и нефинансовых корпораций. В отличие от платежного баланса в расчетный баланс входят все требования и обязательства по отношению к другим странам, по которым не произведены платежи.

Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования.

Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основных его статей.

К межгосударственным средствам регулирования платежного баланса относятся:

– согласование условий экспортных кредитов;

– двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

– кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Источниками информации для разработки платежного баланса РФ являются отчетные данные обо всех внешнеэкономических операциях резидентов России, поступающие на регулярной основе в Банк России из государственных и кредитных организаций, нефинансовых учреждений, а также оценочные данные.

Данные по платежному балансу размещаются в представительстве Банка России в сети Интернет, публикуются в еженедельном издании «Вестник Банка России», средствах массовой информации («Российская газета» и др.), статистических изданиях МВФ.

Платежный баланс России публикуется в форме аналитического представления. Оно позволяет учесть специфику российской экономики в процессе ее перевода на рыночные основы, отразить наиболее важные для России валютные операции, показать основные тенденции в валютной сфере.

Платежный баланс РФ как статистическая система валютных операций состоит из 4 крупных позиций: сальдо счета текущих операций; сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами; чистые ошибки и пропуски; изменение валютных резервов.

В платежном балансе текущие и капитальные операции показываются в виде сальдо. Каждая из них представляет разность между валютными средствами, полученными российскими резидентами от нерезидентов, и инвалютными средствами, переданными российскими резидентами нерезидентам.

 

10 .Международная ассоциация развития (МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ)

В 50-е годы ХХ века оказалось, что бедные развивающиеся страны не могут заимствовать необходимые для развития своей экономики средства на условиях Всемирного банка и нуждаются в смягчении условий кредитования. В этой связи в 1960 году по инициативе Всемирного Банка была создана Международная ассоциация развития (МАР) специально для предоставления развивающимся странам финансовой помощи в виде беспроцентных займов и грантов.

В настоящее время в состав МАР входят 170 государств. Штаб-квартира находится в Вашингтоне (США). Цели МАР аналогичны целям МБРР. Задачи, которые ставит перед собой МАР, заключаются в развитии производительных сил и стимулировании экономического роста в развивающихся стран.

Состав Совета управляющих и Исполнительного директората аналогичен МБРР. Президент банка является и Президентом МАР. Административную деятельность выполняет по совместительству персонал Всемирного банка. Штат сотрудников разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследование. В целом, МБРР и МАР работают параллельно, они совместно используют единый штат, единое руководство, отчитываются одному и тому же Президенту и используют одинаковые стандарты при оценке проектов. Различие состоит лишь в условиях кредитования и источниках финансирования

Финансирование МАР осуществляется в основном за счет взносов правительств стран-членов, в том числе стран, получавших помощь МАР в прошлом и стран со средним уровнем дохода, например, Китай и Египет. Взносы делаются раз в три года. Дополнительные средства поступают за счет трансфертов Группы организаций Всемирного банка и осуществляемых заемщиками платежей в погашение ранее предоставленных кредитов МАР.

Основным критерием отбора стран для участия в программах служит пороговое значение национального дохода, приходящегося на душу населения. На сегодняшний день бедными считаются государства, где этот показатель менее 165 долларов на человека. Право на кредит и участие в МАР имеет только страна-член МБРР. Когда ВНП страны превышает порог приемлемый для МАР, она не может более получать беспроцентные кредиты. В дальнейшем государство может заимствовать у Международного банка реконструкции и развития на условиях выплаты процентов.

В настоящее время 79 стран, в том числе 39 стран Африки, соответствуют критериям для получения ресурсов МАР. В этих странах проживает 2,5 млрд человек, 1,5 млрд из которых живет менее чем на 2 доллара США в день. Общий объем предоставленных кредитов и грантов составляет на сегодня 222 млрд долларов США, или в среднем около 14 млрд в год. Примерно 45-50 % от объема ссуд МАР приходится на страны Африки (район Сахары), остальные средства – в более бедные страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Центральной Азии.

Средства МАР в первую очередь направляются в наименее развитые из развивающихся стран — с доходами на душу населения не более 400 долларов, в этих случаях кредиты могут предоставляться на срок до 50 лет и на беспроцентной основе. Однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 % от общей суммы предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 % неиспользованной суммы кредита. Кредиты открываются в национальной валюте государства или его территории.

Международная ассоциация развития предоставляет займы двух видов:инвестиционные займы и займы на цели развития. Инвестиционные займы предоставляются для финансирования товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах. Займы на цели развития предоставляются путем ускоренного выделения финансовых ресурсов в целях поддержки реформ политики и институциональных реформ. Кредиты МАР, как и займы МБРР, не выделяются на безвозмездной основе. Они подлежат возврату.

МАР проводит аналитические исследования, на основе которых определяются меры политики, непосредственно направленные на сокращение бедности. МАР предоставляет органам государственного управления консультации относительно путей расширения базы экономического развития и методов защиты малоимущих от последствий экономических шоков.

МАР борется с бедностью при помощи широкого диапазона проектов, включая проекты в области сельского хозяйства, социального обеспечения и развития инфраструктуры. Так, в последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались с целью облегчения долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности, повышения эффективности служб канализации и водоснабжения,поддержки программ иммунизации и вакцинации для снижения заболеваемости инфекционными болезнями, борьбы с пандемией ВИЧ/СПИДа, поддержки организаций гражданского общества и создания стимулов для сокращения выбросов парниковых газов.

Многие проекты кредитуются совместно с МБРР. Однако, выполняя общие стратегические задачи, МБРР и МАР действуют на основе разделения функций. В этой связи и структуры их кредитования различаются. Решение о том, какая из организаций МБРР или МАР будет финансировать проект, зависит от экономической ситуации в стране, а не от характеристик самого проекта. Следует отметить, что хотя кредитование через МБРР и МАР осуществляется на различных финансовых условиях, однако критерии оценки проекта, которые применяют обе организации, являются одинаковыми, при оценке обоснованности используются одни и те же стандарты.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *