Особенности норм административного права.

Как и всякая правовая норма, административно – правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общность административно – правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право – одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие ее нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально – политической сущности, роли и общественного предназначения.

Наряду с общностью, имеются и определенные особенности административно – правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права. Главная особенность заключается в их собственном предмете регулирования, в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права.

Норма права– это общеобязательное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, закрепленное в официальном документе и охраняемое государством; или: – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Административно-правовые нормы– это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления); или: – это правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления.

Ю.М. Козлов указывает на наличие следующих особенностей норм административного права:

— нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере государственного управления;

— имеют целью упорядочение организации и функционирования всей системы исполнительной власти;

— определяют порядок должного поведения в сфере государственного управления;

— выражают собой сущность исполнительной ветви власти;

— служат интересам установления режима законности и государственной дисциплины;

— имеют свои собственные средства юридической защиты (в виде институтов административной и дисциплинарной ответственности);

— регулируют не только собственно управленческие, но также земельные, финансовые и другие отношения;

— характеризуются созданием в процессе правоприменительного правотворчества;

— являются вторичными, подзаконными по отношению к нормам законодательства.

Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно – правовых норм, в отличие, например, от гражданско- правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. При этом императивный характер административно – правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно – властных полномочий субъектами административной власти. Императивный характер этих норм нередко заключается в предоставлении права гражданам требовать от властных государственных структур должного, в интересах данного гражданина образа действий и поведения.

К числу особенностей административно-правовых норм следует отнести также то, что они в отличие от норм многих других отраслей права имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется ввиду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном, т.е. административном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности за нарушение норм, регламентирующих служебные отношения.

Особенностью административно-правовых норм является также и то, что во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Ими обеспечивается регулирование определенной части финансовых, земельных, налоговых, таможенных, трудовых и иных отношений. С их помощью осуществляется и защита норм названных отраслей права.

Наконец, несомненной особенностью административно-правовых норм является то, что они нередко устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативные постановления Правительства РФ).

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *