Особенности финансового механизма

Особенности финансового механизма бюджетных учреждений страны.

Содержание  современного финансового механизма  функционирования бюджетных учреждений определяется их правовым статусом.

Бюджетное учреждение— организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

Признаки бюджетной организации:

В качестве учредителей организации должны выступать органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

В качестве цели создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть указаны исключительно функции некоммерческого характера.

Бюджетная организация обязательно должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов.

Для отнесения организации к бюджетной обязательно наличие всех 4 признаков вместе взятых. Кроме того следует учитывать что в отличие от всех других организаций бюджетные организации ведут бухгалтерский учет по специальному плану счетов, сформированного специально для них.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения бюджетных учреждений с другими структурами, является Бюджетный кодекс РФ.

Финансы бюджетных организаций занимают особое место в финансовой системе РФ, поскольку именно через бюджетные организации в значительной степени реализуются функции государства.

Особенности финансов бюджетных организаций

Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных организаций.

Бюджетные организации имеют право предоставлять платные услуги. В результате этого формируются дополнительные финансовые ресурсы бюджетных организаций;

Отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономными рациональным расходованием средств бюджетных организаций.

Принципы организации финансов бюджетных организаций:

В отличие от всех остальных учреждений, бюджетные учреждения при расходование средств должны строго придерживаться тех целей, на которые эти средства выделены. Полученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства они могут использовать исключительно на цели, которые предусмотрены в смете.

Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчётность.

Бюджетный иммунитет – правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта: А) возмещения недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета; Б) возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.

Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств. Его осуществляют Счетная палата, Федеральное казначейство, контрольные подразделения соответствующих министерств и ведомств, Контрольные счетные палаты субъектов РФ и др.

Одним из важнейших направлений проводимой в стране бюджетной реформы является реорганизация сети бюджетных учреждений.

Суть реформы — переход от управления бюджетными расходами к управлению результатами, полученными после произведенных затрат.

Анализ действующей сети бюджетных организаций показал ее громоздкость, недостаточный уровень управления учреждениями, низкую результативность работы. И в итоге это приводит к повышенной потребности в материальных и финансовых ресурсах.

Существует также проблема использования внебюджетных средств, получаемых бюджетными организациями. Имеются бюджетные учреждения, по обязательствам которых федеральный бюджет несет субсидиарную ответственность. Однако их внебюджетные средства используются этими учреждениями самовольно, без ограничений со стороны главных распорядителей бюджетных средств, на основе смет, параллельных бюджету. В результате одни бюджетные организации сверхобеспечены ресурсами, а другим не хватает средств для выполнения возложенных на них функций. При этом главные распорядители не в состоянии производить перераспределение средств.

Устранение этих противоречий возможно на основе реформирования сети бюджетных организаций. Преобразование в этой области предполагается в нескольких направлениях.

Передача преобладающей части непрофильных для федеральных министерств и ведомств организаций в ведении субъектов Российской Федерации, т.е. передача их финансирования с федерального бюджета территориальным бюджетам.

Укрупнение предприятий, переподчинение их либо федеральным, либо территориальным органам власти.

Сохранение статуса бюджетных организаций лишь за теми, которые нуждаются в административном контроле и сметном финансировании. По обязательствам этих организаций государство будет нести субсидиарную ответственность. Доходы этих учреждений, в том числе внебюджетные, в полном объеме зачисляются в качестве неналоговых доходов в соответствующий бюджет, и их финансирование осуществляется из соответствующего бюджета.

Преобразование большинства бюджетных учреждений в организации других организационно-правовых форм (автономное учреждение, автономная некоммерческая организация). Они не будут входить в реестр получателей бюджетных средств и будут предоставлять услуги, полностью или частично оплачиваемые из бюджета. Они станут самостоятельными в финансово-хозяйственной деятельности, в определении штатного расписания, в формах оплаты труда.

Таким образом, бывшие бюджетные учреждения будут преобразованы в следующие формы организации.

Учреждения, состоящие на бюджете. Они входят в реестр получателей бюджетных средств. Их финансирование проводится на основе сметы расходов. Они имеют счет в казначействе. Бюджет несет за них субсидиарную ответственность по их обязательствам. Получаемые ими внебюджетные средства поступают в доходы бюджета. Исполнительные органы власти осуществляют административный контроль за их расходами.

Автономные учреждения, автономные некоммерческие организации. Они не входят в реестр получателей бюджетных средств. Источниками их финансирования являются доходы от оказания платных услуг или бюджетные субсидии. Организации имеют счет в коммерческом банке; бюджет не несет за них субсидиарной ответственности. Внебюджетные средства являются их собственными доходами. Контроль за их деятельностью имеет общественный характер.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *