Основные типы правопонимания.

На более отдалённых этапах первобытного общества, в условиях несвободы отдельного человека и нелёгкой борьбы за существование, табу и запреты, характерные суровостью и даже жестокостью, несли нагрузку сохранения рода, племени, их нормального функционирования. Это были непререкаемые, ставшие привычками обычаи. (А. И. Першиц называет их мононормами.). Таким образом, право возникает как результат дифференциации и развития мононорм. Дозволения и субъективные права наряду с табу и запретами при распаде первобытного общества были восприняты правом, сформировали право, которое было зафиксировано в признанных государственной властью нормативных документах, получивших название позитивного права. До сих пор справедливы слова И. Канта о том, что юристы всё ещё ищут определение для своего понятия права.

В истории общественной мысли можно выделить два основных контрастирующих подхода к праву. Один из них — ( признание права важнейшей социальной ценностью, одним из главных факторов общественного развития. Для другого о подхода наоборот, характерно открыто отрицательное, скептическое или безразличное отношение к праву. Наиболее полным выражением первого явилось так называемое юридическое мировоззрение, второго — юридический нигилизм.

Прежде всего, право выступало как основа частной собственности и предпринимательства. Государству отводилась лишь роль гаранта и охранителя («ночной сторож»). Здесь — истоки понятия правового государства, связанности государства с правом.

С позиции юридического мировоззрения история общества — это история прогрессирующей эволюции роли и значения права в жизни общества. Как во внутренней жизни государства, так и в отношениях между государствами право силы должно вытесняться силой права. Историческое развитие подтвердило правильность юридического мировоззрения, возведшего право в ранг основополагающего фактора жизнедеятельности обществ.

Российское общество и государство издавна отличал дефицит права и правосознания. Аналогично и Лев Толстой утверждал, что «жить нужно не по закону, а по совести». Право никогда не претендовало на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности. Но и её не следует ставить выше права. Рассмотрим различные типы правопонимания в рамках юридического мировоззрения. Они могут быть условно разбиты на три вида (типа, группы) в зависимости от того, что является исходным в подходе к праву, что влияет на понимание права, на критерии и требования, предъявляемые к нему:У одной из этих групп исходными служат известные философские формулы: «идеи правят миром» и «человек есть мера всех вещей». Для этих школ право является отражением разумных, «правильных» идей, свойств, интересов и представлений человека. Эти концепции обычно объединяют под названием «естественное право» или «философия права».—-Для второй концепции исходным является государство. Для этих школ право — это продукт государственной воли, суверенной власти, которая устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская юриспруденция, которая в лице наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть.Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них «право в жизни» важнее, чем «право в книгах». Эти школы относят себя к «социологии права» и уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т.п. Хотя очевидно, что это деление на три типа — весьма условно. Рассмотрим эти три типа правопонимания более подробно:

1. Естественное право. Доктрина естественного права считается почти ровесницей самого права. Это — явление идеологическое, отражающее представления о справедливости, правах человека, социальных ценностях. Ещё Цицерону приписывают формулу: «Несправедливый закон не создаёт право»стественное право всегда выступало как средство против злоупотребления властью законом, называемого «правонарушающим законодательством». Эта доктрина привлекла внимание к тому, что право и закон могут не совпадать, и всегда подчёркивала возможность этого несовпадения с опасными последствиями. Наиболее яркий вариант доктрины сложился тогда, когда естественное право отразило прогрессивные потребности общественного развития. В XVIII веке просветители сформулировали принципы и требования, составляющие основу последующего развития права: свобода, равенство, неприкосновенность собственности, безопасность от произвола властей, «дозволено всё, что не запрещено» (и наоборот, никто не может быть принуждён делать то, что не предписано законом), принцип разделения властей, презумпция невиновности и др. Одна из наиболее важных идей естественного права – неотъемлемость прав человека и гражданина. Они не дарованы добрым правителем или законодателем, а принадлежат каждому от рождения, так как именно человек есть мера всех вещей. Государственная власть обязана эти основные права и свободы признать и гарантировать.

2. Юридический позитивизм требует, чтобы право воспринималось исключительно как совокупность норм, являющуюся продуктом государственной воли. Позитивизм решительно отрицал существование каких-либо естественно-правовых начал. В отличие от естественно-правовой доктрины, для которой несправедливый закон не создаёт права, позитивизм руководствуется формулой «закон есть закон», независимо от его содержания. В отличие от первичных в естественном праве по отношению к законодательству основных прав и свобод позитивизм вводит понятие субъективного права — производного от созданного законодателем объективного права. Задачу юридической науки позитивизм сводил исключительно к догматической обработке законодательства. Право рассматривалось как закрытая система, содержащая все необходимые данные в себе самой. Это позволило отточить понятия и конструкции, технические приёмы и механизмы юридической науки. В частности — учение о правовой норме и её структуре, виды толкования, понятие субъекта права, основания юридической ответственности и т.п. Однако эта концепция открыла дорогу законодательному волюнтаризму, произволу. С его позиций оказалось невозможным осудить фашистское законодательство.

3. Социологическая юриспруденция исходит из того, что государство-законодатель не создает, а лишь «открывает» право, сложившееся в самом обществе. Согласно социологии права, последнее рассматривается не только как чист юридическое, но и как более широкое социальное явление, не только как совокупность установленных государством норм, но включает весь спектр существующих в обществе правовых отношений в их возникновении и развитии. Следствием социологического подхода явилось появление двух новых понятий правовой теории: правовой плюрализм и свобода судейского усмотрения. Первое предполагает, что государство не может и не должно пытаться охватить всё «живое право», что в одном и том же обществе одновременно могут сосуществовать разные правовые системы наряду с государственной, например, обычное право какой-либо группы населения, профсоюзное право и т.п. Второе понятие обосновывает тот факт, что новые тенденции права обнаруживает суд, который ближе к жизненным фактам, чем законодатель. Здесь социологическая юриспруденция сближается с доктриной естественного права. В последнее время социологическая юриспруденция связана с разработкой таких понятий, как правовая система, правовое пространство и т.п.

 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *