Основные субъекты управления финансами

Субъекты управления финансами можно рассматривать на макроуровне и на уровне организаций.

Под субъектами управления финансами на макроуровне понимаются  органы законодательной и исполнительной государственной власти, а также органы местного самоуправления, участвующие в  управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов.

  1. Субъекты (органы) управления финансами на федеральном уровне:
  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации), рассматривающее и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, другие финансовые и связанные с ними законодательные акты, правительственные программы. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную палату Российской Федерации.
  • Президент Российской Федерации, участие которого в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.
  • Правительство Российской Федерации, ответственное за разработку и реализацию финансовой политики России, составление и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами. Практически во всех странах в составе исполнительной власти действует специальный орган, ответственный за разработку финансовой стратегии и тактики, в РФ таким органом является Министерство Финансов Российской Федерации.
  1. Субъекты (органы) управления финансами на региональном уровне:
  • Высшие органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, утверждающие законы в области финансов в рамках своей компетенции.
  • Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения.
  • Финансовые органы субъектов Российской Федерации, которые непосредственно не подчиняются Министерству финансов России, но представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России.
  1. Субъекты (органы) управления финансами на местном уровне:
  • Представительные органы местного самоуправления, которые принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований.
  • Исполнительные органы местного самоуправления, ответственные за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета.
  • Местные финансовые органы, которые нередко выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.
  1. Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как финансово-промышленные группы.
  2. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кроме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др.