Использование физиологического дыхания. Затем речевое диафрагмальное с ротовым выдохом. Эта работа проводится одновременно с работой над звуками.
Необходимо формировать правильное произношение с ротовым выдохом заново.
Подготовка артикуляционной базы проведения при помощи специальной артикуляционной гимнастики.
Мы не привлекаем внимание ребенка на звуки на слуховое восприятие.
Все речевые навыки закрепляются логопедом и частично родителями.
1 этап. Цель: не допустить образования компенсаторно патологических привычек, создать базу для развития нормал речи.
Овладение целенаправленной воздушной струей. Дыхательные упражнения. Овладение диафрагмально – реберным выдохом. Постановка гласных звуков. Дети начинают петь гл звуки.
2 этап. 15-20 сутки после операции – наложение глоточного обтуратора. Мягкое небо отечное, мало подвижное, чувствительность снижена, след-но дети избегают артикуляции, след-но носовой оттенок усиливается.
Задача: растормаживание небной занавески. Создаем базу для ее подвижности. Идет стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.
Цель: обеспечить небно – глоточное смыкание, развивать подвижность небной занавески.
Движения неба растягивают рубцы и предотвращают его укорачивание.
Двигательная активность развивается в течении 6-8 месяцев. Произн-е начинается с гласных. Интервал между занятиями – 30 мин. Вначале кол-во упражнений повышается, затем понижается. Два дня – по 4-6 упражнений, пять дней по 6-8 раз, затем 10 дней – 6-8 раз, еще 10 дней – 4-6 раз, 4 мес – по 3 раза.
А – Э – О…
Перемещение языка в передний отдел полости рта.
3 этап. Цель: введение новых навыков в речи. Произношение гласных звуков без нозализации. Произношение вводится в речевой материал. Исправление дислалии. Уменьшение носового оттенка, постановка речевого голоса. Введение согл зв в прямой открытый слог и его соединение с последующим гласным. У детей м/б возвращ к старой привычке.
Работа над развитием фонематического слуха. Инструкция: «послушай и скажи или делай как я». Идет работа над голосом.
4 этап. Цель: полная автоматизация речевых навыков. Приводим звуки в спонтанную речь.
Игры: лото, отгадывание загадок, сюжетные игры с названием.
Необходимо перейти к психотерапевтической работе. Она помогает ребенку в спонтанной речи.
Вопросно – ответная форма общения. Большое внимание д/б у родителей к ребенку, следить за произношением.
Процесс автоматизации очень труден. Это психологический барьер, дать эмоц окраску речи.
Локальные упражнения используют специалисты.
После окончания зан за детьми осуществл диспансерное наблюдение. 1 раз в 3-4 недели, затем 1 раз в пол года.