Основные формы расчетов

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связан­ные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Ос­новным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безна­личную форму. Наличные расчеты осуществляются с помощью наличных денег, а также кредитных и дебитных карточек. Использование дебитных и кредитных карточек в развитых странах позволяет ограничить хождение наличных денег. Организация денежных расчетов с использованием безна­личных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, по­скольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует раз­ветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их разви­тии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирова­ния макроэкономических процессов. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей.

Безналичные расчеты осуществляются в следующих формах:

  1. Платежным поручением.
  2. Платежным требованием-поручением (расчетный документ, содержащий требования продавца к покупателю оплатить на основании отправ­ленных документов стоимость поставленной продукции).
  3. Аккредитив (денежное обязательство банка оплатить счета поставщи­ка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца).
  4. Инкассо (банковская операция, посредством которой банк по поруче­нию своего клиента получает расчетные документы и производит расчеты от имени клиента).
  5. Расчет чеками из чековой книжки.

6.Расчет векселем (письменное обязательство клиента заплатить день­ги).

7.Коммерческий кредит.

8.Факторинг и др.

Первые пять форм расчетов за произведенную и отгруженную продук­цию являются наиболее распространенными, последующие – используются реже.

Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Переводной вексель выставляется и подписывается кредитором (векселедателем — трассантом) и представляет собой его безусловный письменный приказ должнику (пла­тельщику — трассату) уплатить векселедержателю (ремитенту) указанную сумму по предъявлении данного документа или в обусловленный срок. Трас­сат становится должником по векселю только после того, как акцептует век­сель. Коммерческие векселя широко используются в международной торгов­ле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский вексель.

Коммерческий кредит означает кредитование, осуществляемое самими участниками производства и реализации товаров (работ, услуг) в виде предо­ставления аванса (частичной оплаты), предварительной оплаты, отсрочки платежа за товар (работу, услугу) и рассрочки платежа за товар (работу или услугу). Поставщики товаров, работ, услуг предоставляют коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки платежа, а покупатели — в виде предопла­ты и аванса.

Коммерческим кредитом является получение в собственность денег или вещей, имеющих общие родовые признаки. Коммерческий кредит не являет­ся обособленным обязательством, он всегда будет дополнительным по отно­шению к основному договору (договору купли-продажи, подряда, аренды и других отношений, связанных с возмездным оказанием различных услуг). Следовательно, коммерческое кредитование юридически неразрывно связано с тем договором, условием которого оно является. Предоставление коммер­ческого кредита по самостоятельному кредитному договору или договору займа не допускается. Это уже два отдельных договора.

Необходимость использования коммерческого кредита обусловлена сле­дующими причинами: ограниченной платежеспособностью мелких и средних организаций; ростом стоимости товаров (работ, услуг); условиями кредитных договоров, затрудняющих получение банковских ссуд, особенно в периоды кризисов.

Коммерческое кредитование — одна из разновидностей кредита. В отличие от банковского при коммерческом кредитовании кредитором выступает не банк, а контрагенты компании — поставщики продукции при товарной форме кредитования и покупатели продукции — при использовании предопла­ты. Обычно коммерческое кредитование носит краткосрочный характер. Формы коммерческого кредитования разнообразны.

Например, при поставке (продаже) товаров в рассрочку платой за кредит является разница между ко­нечной и текущей ценами товара. Формами коммерческого кредитования яв­ляются: предоплата за поставляемую продукцию (услуги и работы); аванси­рование покупателями приобретаемой продукции, выдача соответствующего векселя. Частными случаями также являются форфейтинг и факторинг. Фор­мой коммерческого кредитования выступает и консигнация, при которой компания-консигнант отражает продукцию торговой организации (консигна­тору) для ее реализации последним, после чего осуществляется расчет между контрагентами.

Управление коммерческим кредитованием является состав­ным элементом управления заемными средствами хозяйствующего субъекта. Оно включает в себя выработку политика кредитования коммерческого, ко­торая в идеале должна предусматривать улучшение условий предоставления коммерческого кредита для компании, а также повышение эффективности использования кредита. Повышение эффективности использования коммер­ческого кредита может проявляться в разных показателях, например в пре­вышении сроков предоставления коммерческого кредита над средним перио­дом оборота запасов товарно-материальных ценностей. В этом случае долж­на быть определена потребность в коммерческом кредитовании. Размеры по­требности связаны с объемами и периодичностью поставок, величиной запа­сов товарно-материальных ценностей и др. Коммерческое кредитование — это не только предоставление компании коммерческого кредита, но и предостав­ление компанией такового.

Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторин­говая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факто­ринговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа крат­косрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60-90 % стоимости требований. После оплаты про­дукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комис­сионные платежи за оказанные услуги.

По сравнению с кредитованием факторинг имеет ряд существенных преимуществ, даже самые простейшие расчеты показывают, что при равных условиях факторинг позволяет в течение одного года увеличить товарообо­рот в 2 раза быстрее, чем при кредитовании на пополнение оборотных средств. Используя факторинг с получением финансирования от Фактора сразу после отгрузки товара, корпорация будет обладать денежными сред­ствами для производства/закупки и продажи товара, не дожидаясь поступле­ния оплаты от покупателей за ранее отгруженный товар. Кроме того, факто­ринг — это не только финансирование. Полный комплекс факторинговых услуг подразумевает управление дебиторской задолженностью, покрытие ря­да рисков (потери ликвидности, кредитного, инфляционного, валютного), информационно-аналитическое обслуживание. Перечисленные услуги и формируют добавленную стоимость факторинга, которая отличает факторинг от обычного кредитования.