Организация современной налоговой системы

  1. Организация современной налоговой системы.

 

 

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в  налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  • права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и  таможенных органов);
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их  должностных лиц.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

  1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.
  2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с  учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В  соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и  организаций.
  6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не  предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он  должен платить.
  8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

 

  1. Виды обязательного страхования.

 

Обязательное страхование в РФ определяется федеральными законами по конкретным видам обязательного страхования.

 

Отдельные федеральные законы об определенных видах страхования обязательного порядка содержат положения, которые определяют субъекты страхования; объекты страхования; возможные страховые случаи; минимальный размер суммы, подлежащей выплате либо порядок ее определения; порядок и срок уплаты страховой премии; размер, порядок, структуру определения тарифа по страховке; срок действия определенного договора страхования; контроль за проведением страхования; порядок определения размеров страховых  выплат; последствия неисполнения либо некачественного исполнения обязательств ответственными субъектами страхования и прочие положения.

 

Обязательное страхование подразделяется на такие виды как страхование за счет страхователей (сюда относится страхование сельскохозяйственных животных;  строений; личное страхование пассажиров железнодорожного, воздушного, внутреннего водного, морского и автомобильного транспорта); а также обязательное имущественное и личное госстрахование.

 

Лично обязательное страхование объектами определяет имущественные интересы, которые связаны  со смертью, дожитием до определенного возраста, наступлением иных событий в жизни, связанных с защитой жизни (страхование жизни, обязательное страхование от несчастных случаев); с нанесением какого-либо вреда жизни (здоровью) граждан либо процессом оказания им медуслуг (страхование от болезней и несчастных случаев, медицинское страхование).

 

 

Имущественное обязательное страхование выделяет объектами имущественные интересы, которые связаны с владением, распоряжением и использованием имущества (страхование имущества); осуществлением предпринимательской активности (страхование предпринимательских рисков); обязанностью возместить нанесенный вред другим лицам (страхование гражданской ответственности).

 

В РФ защита интересов, носящих противоправный характер или запрещенных законом, не допускается. В случае если закон не оговаривает обратного, допускается защита объектов, которые относятся к разным видам страхования имущества либо личного страхования. В таком случае страхование носит название комбинированного.

 

В РФ страхование интересов юр.лиц могут осуществлять только страховщики, имеющие на это лицензию.

 

Существует также государственное обязательное страхование. Оно выступаем в виде страхования за счет бюджетных средств. Личное государственное обязательное страхование установлено в РФ для сотрудников милиции, налоговых органов, судей, прокурорских работников, граждан, призванных на армейские военные сборы, служащих внутренних войсковых подразделений (обязательное страхование военнослужащих).

 

Государственное имущественное страхование предусмотрено на возможные случаи нанесения ущерба или повреждения имущества, связанных с ведение служебной деятельности. Примером, когда такое страхование доказало свою необходимость может быть любая катастрофа, связанная с особо крупными масштабами бедствий вследствие промышленных аварий (Чернобыльская АЭС).

 

Страховые возмещения по государственному страхованию осуществляются за счет средств государственного бюджета. Государство как субъект всех финансовых правоотношений в стране выступает страховщиком имуществ и интересов личного характера определенных категорий граждан.

 

Разница в правоотношениях по обязательному страхованию и государственному страхованию заключается в том, что в последнем случае государство (либо уполномоченный им орган) всегда будет выступать одной из сторон страхования, а выплаты для пострадавших будут осуществляться бесплатно (то есть из бюджета).

 

  1. Основные этапы бюджетного процесса.

 

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Этапы бюджетного процесса: Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

  • глава государства;
  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и местного финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители бюджетных средств.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета — начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.34).

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

Рис. 34. Распределение расходов госбюджета

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляетсябюджетная роспись.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

 

 

 

 

  1. Источники формирования и направления расходования средств Пенсионного фонда РФ.

 

Пенсионный фонд (ПФР)

ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

В основные задачи ПФР входят:

— целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

— организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

— капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

— контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства фонда формируются за счет:

— страховых взносов работодателей;

— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;

— страховых взносов иных категорий работающих граждан;

— ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;

— средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;

— средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

— добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР;

— других поступлений.

 

 

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

— трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

— социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

— пенсия за выслугу лет;

— пособие одиноким матерям;

— пенсия военнослужащим и членам их семей;

— пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

 

 

  1. Источники формирования и направления расходования средств Фонда социального страхования.

 

Фонд социального страхования (ФСС)

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется
Правительством РФ.

Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

Основные задачи Фонда:

— обеспечение гарантированных государством пособий;

— участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;

— подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Средства ФСС образуется за счет:

— страховых взносов работодателей;

— страховых взносов граждан-предпринимателей, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

— доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

— добровольных взносов физических и юридических лиц;

— ассигнований из государственного бюджета РФ;

— прочих доходов.

 

 

  1. Источники формирования и направления расходования средств Фонда обязательного медицинского страхования.

 

 

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

ФОМС создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного
Совета РФ » О порядке обязательного медицинского страхования граждан на
1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).
Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

— обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;

— обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

— достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;

— участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

— обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

— осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

— проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

— организует разработки нормативно — методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона;

— вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

— осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

— участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

— осуществляет контроль над использованием финансовых средств системы;

— аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

 

Финансовые средства фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Они образуются за счет:

  • части страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  • нормированного страхового запаса фонда;
  • поступлений из других источников.

Временно свободные финансовые средства фонда размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса фонда направляются на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами фонда.

Затраты на содержание фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели его бюджетом.

Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Управление фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного медицинского страхования находятся в федеральной собственности.

Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, не облагаются налогами. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.

 

 

  1. Основные формы и виды кредита.

 

Кредит — это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

 

Основные формы кредита

Формы кредита тесно связаны с его структурой и сущностью. Формы кредита в зависимости от его стоимости таковы:

товарная форма — кредитование осуществляется товарами; продажа товаров в рассрочку, прокат вещей, лизинг оборудования часто сопровождаются денежной формой кредита;

денежная форма —- появилась с возникновением денежной формы стоимости, наиболее распространена;

смешанная форма (товарно-денежная) — кредит предоставляется в форме товара, а возвращается в денежной форме или наоборот; используется в экономике развивающихся стран.

В зависимости от субъектов кредитования различают следующие формы кредита.

  1. Банковский кредит — форма кредитных отношений в экономике, когда одним из субъектов кредитной сделки выступает специализированное финансово-кредитное учреждение, имеющее лицензию от Центрального банка. Его инструментом является кредитный договор пли кредитное соглашение. При этом денежные средства, предоставляемые в кредит, являются для банка капиталом, приносящим прибыль.
  2. Межбанковский кредит — кредитором и заемщиком являются кредитные учреждения.
  3. Гражданский кредит (личный) — в кредитной сделке в качестве субъектов участвуют отдельные граждане, кредитный договор в этом случае обычно не заключается, а чаще используется долговая расписка.
  4. Коммерческий кредит (хозяйственный) — кредит, предоставляемый предприятиями и другими хозяйствующими субъектами друг другу для цели ускорения реализации товаров. Эти отношения проявляются между юридическими лицами в форме реализации продукции, работ, услуг с отсрочкой платежа, т.е. в основе лежит отсрочка предприятия-продавца оплаты товара и предоставление предприятием-покупателем векселя как долгового обязательства оплатить стоимость покупки по истечении определенного срока. Ограничение применения коммерческого кредита: во-первых, размер коммерческого кредита ограничен величиной резервного фонда предприятия-кредитора; во-вторых, не может использоваться для выдачи заработной платы, так как предоставляется чаще в товарной форме.
  5. Государственный кредит — эта форма кредита объединяет два понятия:

государство-кредитор, т.е. государство осуществляет функции кредитора. Оно через Центральный банк проводит кредитование отдельных регионов, конкретных отраслей, испытывающих повышенную потребность в финансовых ресурсах, а также коммерческих банков в процессе продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов;

— государство-заемщик, т.е. в процессе размещения государственных займов при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Основным источником государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться центральными и местными органами власти. Государство использует данную форму для покрытия дефицита государственного бюджета.

  1. Международный кредит — совокупность кредитных отноше

ний, действующих на международном уровне, с дополнительной

правовой и экономической защитой.

Здесь в кредитные отношения вступают те же субъекты; банки, предприятия, государство, население, однако обязательна принадлежность одного из участников кредитной сделки к другой стране. Кроме того, участниками международного кредита могут быть межнациональные кредитно-финансовые институты (МВФ, МБРР и т.д.).

  1. Ростовщический кредит — происходит путем выдачи креди

тов физическими лицами или хозяйствующими субъектами, ко

торые не имеют лицензии Центрального банка. Характеризуется

сверхвысокими процентами (от 100 до 200 %) даже в валютных

сделках. Ростовщический кредит возник из-за недостаточно раз

витой инфраструктуры национальной кредитной системы, из-за

недоступности средств для отдельных категорий заемщиков.

Экономисты выделяют другие формы кредита, среди них: прямая форма — выдача кредита заемщику без промежуточных звеньев;

косвенная форма — кредит берется для кредитования другого экономического субъекта;

явная форма — кредит предоставляется на заранее оговоренные цели;

скрытая форма — кредит используется на непредусмотренные цели (например, на осуществление валютного арбитража);

старая форма, которая появилась в начале развития кредитных отношений (например, ростовщический кредит);

новая форма, к которой следует отнести лизинговый кредит, кредит с использование пластиковых карт;

развитая форма кредита, к которой можно отнести банковский кредит;

неразвитая форма отражает недостаточную степень развития

кредитных отношений (ломбардный кредит).

 

Лизинг — вид финансовых услуг, связанных с кредитованием приобретения основных фондов.

Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определённое лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Чаще всего это осуществляется для предпринимательских целей, однако с 1 января 2011 года в России это не обязательно. В мировой практике широко распространён потребительский лизинг. Договор может предусматривать, что выбор продавца и приобретаемого имущества делает лизингодатель. Лизингополучатель может изначально являться собственником имущества.

По сути, лизинг — это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.

Факторинг — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условияхотсрочки платежа.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара(дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.

 

 

  1. Классификация банковского кредита.

 

Банковский кредит – это кредит, представляемый банками в денежной форме. Банковский кредит имеет строго целевой и срочный характер. Обычно банки требуют обеспечения кредита. Банковский кредит предоставляется из собственного или привлеченного капитала и осуществляется в форме выдачи ссуд, учета векселей.

 

Более конкретно базовые услуги кредитования, которые предоставляют коммерческие банки  своим клиентам, как юридическим, так и физическим лицам, можно представить в виде следующей классификации:

 

  1. По экономическому назначению кредита

 

  • Связанный или целевой:

 

а) платежные: на проведение конкретной коммерческой сделки или удовлетворение временной нужды

 

на оплату расчетных, платежных документов контрагентов клиента

на приобретение ценных бумаг

на авансовые платежи

на платежи в бюджеты

на заработную плату (выдача денег по чеку со ссудного счета заемщика);

другие

 

б) на финансирование производственных затрат, то есть  на:

 

формирование запасов товарно-материальных ценностей

финансирование текущих производственных затрат

финансирование инвестиционных затрат, включая кредиты на лизинговые и т.п. операции (промежуточные)

 

в) учет (покупка) векселей, включая операции репо (покупка с обязательством обратной продажи)

 

г) потребительские кредиты (физическим лицам).

  • Несвязанный (без указания конкретной цели).

 

  1. По форме предоставления кредита

 

  • В безналичной форме:

 

а) зачисление безналичных денег на соответствующий счет заемщика, в том числе реструктуризация ранее выданного кредита и предоставление нового

 

б) кредитование используя векселя банка

 

в) в смешанной форме, сочетание 2-х вышеуказанных вариантов

 

  • В налично-денежной форме, как правило, физическим лицам

 

  1. По технике предоставления кредита

 

  • Одной суммой.

 

  • С овердрафтом  — это схема кредитования, которая дает клиенту право оплачивать с расчетного счета товары, работы, услуги своих контрагентов в сумме, превышающей объем кредитовых поступлений на его счет..

 

  • В виде кредитной линии:

 

  1. простая (невозобновляемая) кредитная линия
  2. возобновляемая (револьверная) кредитная линия, включая:
  3. онкольную (до востребования) кредитную линию
  4. контокоррентную кредитную линию

 

Онкольная кредитная линия это такая кредитная схема, при которой кредитование ведется в пределах согласованного лимита суммы и в рамках согласованного периода времени, таким образом, что по мере погашения взятых ранее кредитов лимит может непрерывно и автоматически восстанавливаться.

 

Контокоррентная кредитная линия  — это  кредитование текущих производственных нужд заемщика, в пределах оговоренного лимита сумм и установленного срока действия соглашения, когда кредиты непрерывно и автоматически выдаются и погашаются, отражаясь на едином контокоррентном счете. Этот счет сочетает в себе свойства ссудного и расчетного счетов; лимит при этом каждый раз восстанавливается. Контокоррентный кредит погашается путем зачисления в кредит счета любых поступлений в адрес заемщика.

 

  • Комбинированные варианты

 

  1. По способу предоставления кредита

 

  • Индивидуальный (предоставляется заемщику одним банком)

 

  • Синдицированный.

 

  1. По времени и технике погашения кредита

 

  • Погашаемые одной суммой в конце срока

 

  • Погашаемые равными долями через равные промежутки времени.

 

  • Погашаемые неравными долями через различные промежутки времени:

 

    1. сложный кредит: с выплатой от 20 до 50% суммы кредита в конце срока
    2. прогрессивный кредит: с нарастающими к концу срока действия кредитного договора выплатами
    3. сезонный кредит: кредит для сезонных производств с выплатами только в те месяцы, на которые приходятся максимальные суммы выручки

 

Отдельно следует  выделить гарантийные операции банков в части кредитования своих клиентов, а также услуги по вопросам кредитования.

 

 

  1. Банк России: цели, функции и организационная структура.

 

Банк России (или Центральный Банк РФ) является главным банком страны – «Банк банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Цели деятельности Банка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы России;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):

  • Банк России является юридическим лицом.
  • Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
  • ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
  • Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
  • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
  • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
  • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Комплекс основных функций Банка России закреплен в Конституции РФ (ст. 75):

  1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
  2. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделены следующие функции БР:

  • разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Операции Банка России

Банк России имеет право осуществлять следующие операции (гл. 8 ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)»):

  • предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение;
  • покупать и продавать чеки и векселя со сроком погашения не более шести месяцев;
  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, покупать и продавать иные ценные бумаги со сроком погашения не более одного года;
  • проводить эмиссию облигаций и размещать их от своего имени среди КО;
  • покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в инвалюте, выставленные кредитными организациями;
  • покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  • проводить расчетные кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
  • выдавать гарантии и поручительства;
  • осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  • открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях;
  • выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  • осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

Организационная структура Банка России

Внешним органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. В состав Совета директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов. Срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года. Кандидатуру Председателя ЦБ РФ утверждает Государственная Дума по представлению президента РФ.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из представителей Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ и Председателя Банка России, – всего 12 человек.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Председатель Банка России —           Центральный аппарат           —           Заместители Председателя БР

ЦА – департаменты (25 штук) и территориальные учреждения (Главные управления (ГУ) и их отделения, национальные банки (НБ) и их отделения – РКЦ, ГРКЦ, ВЦ).

Департаменты:

Сводный экономический департамент

Департамент исследований и департамент информации

Департамент отчетности

Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов

Департамент методологии и организации расчетов

Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности

Департамент пруденциального банковского надзора

Департамент по организации банковского санирования

Департамент иностранных операций

Департамент регулирования денежного обращения

Департамент эмиссионно-кассовых операций

Департамент информатизации

Департамент телекоммуникаций

Юридический департамент

Департамент внутреннего аудита и ревизий

Административный департамент

Департамент подготовки персонала

Департамент операций на открытом рынке

Департамент контроля за деятельностью КО на финансовых рынках

Департамент валютного регулирования и валютного контроля

Департамент инспектирования кредитных операций

Департамент внешних и общественных связей

Департамент полевых учреждений

Департамент международных финансово-экономических отношений

Финансовый департамент.

 

 

  1. Денежно-кредитная политика Банка России.

 

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

Основные цели денежно-кредитной политики:

— достижение финансовой стабилизации;

— снижение темпов инфляции;

— укрепление курса национальной валюты;

— обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

— создание условий для стимулирования экономического роста.

Типы денежно-кредитной политики

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.

В соответствии с целями и типом проводимой Центральным Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банков;
  • валютное регулирование;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • депозитные операции Банка России.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка – учетная. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

Депозитные операции введены с целью поддержания банковской ликвидности.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса КБ на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. В России в условиях роста инфляции в 1991-93 гг. ставка рефинансирования изменяется часто, к 1999 г. она составляла 55%. В течении 2000 года ставка рефинансирования снижалась 5 раз. В последующие годы процесс снижения ставки продолжался (в конце 2004 г. она составляла 13%). Величина процентных ставок ЦБ не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок КБ – она может от нее отклоняться в ту или иную сторону.

Резервные требования

Резервные требования используются в качестве инструмента регулирования масштабов кредитно-расчетных операций банков и контроля за состоянием денежной массы.

Минимальные резервы выполняют следующие функции:

— как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов;

— минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций КБ, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

В настоящее время норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Ставки могут быть дифференцированными по видам депозитов или едиными.

Операции на открытом рынке (open market operation) – операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ РФ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентная ставка), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором – увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных инвестиций), однако прямой зависимости здесь нет, должно быть еще много других стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.)

Валютное регулирование – осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

В случае недостатка в стране твердой валюты Центральный Банк может ввести ограничения на ее покупку и продажу – валютный контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты.

Период с 2000 г. в силу благоприятной для России конъюнктуры мирового рынка, характеризуются значительным чистым экспортом, что обеспечивает приток иностранной валюты. С точки зрения ЦБ и Правительства это может привести к росту инфляции. Поэтому в качестве важнейшего направления денежно-кредитной политики определено снижение избыточной массы денег (стерилизация).

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе:

— обеспечение низкого уровня инфляции;

— дедолларизация (ограничение спроса на иностранную валюту) российской экономики и укрепление национальной валюты с использованием режима плавающего валютного курса;

— снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

 

 

  1. Функции и структура рынка ценных бумаг.

 

Рынок ценных бумаг: структура, функции, участники

Рынок характеризуется следующими компонентами (иначе говоря, только при наличии нижеследующих факторов мы можем говорить о существовании рынка):

  • объект рынка (ценные бумаги);
  • субъекты рынка (продавцы, покупатели и посредники);
  • заключаемые сделки;

инфраструктура: определенные правила и нормы взаимодействия участников рынка — «институциональная инфраструктура»; вспомогательные участники рынка, не участвующие в сделках, но оказывающие различные услуги продавцам, покупателям и посредникам.

Варьируя этими компонентами, мы получаем разные уровни рынка. Но не для всякой ценной бумаги существует свой рынок как сложившаяся и воспроизводящаяся система, поэтому термин «рынок ценных бумаг» в узком смысле обычно используется применительно к корпоративным эмиссионным ценным бумагам (акциям и облигациям).

Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах, нормах и правилах.

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. По мере роста оборота снижается удельная стоимость операций, выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса. Снижение удельной стоимости операций достигается за счет:

стандартизации операций и документов;

концентрации операций в специализированных структурах;

применения новых технологий, в частности информационных.

Для обеспечения нормального функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг должны быть созданы следующие системы.

Система раскрытия информации. Эта информация в первую очередь содержит сведения об их эмитентах, но, кроме того, и о состоянии рынка (например, ликвидности ценных бумаг).

Торговая система. Для совершения сделки купли-продажи необходима встреча продавца бумаг с покупателем. При этом они, конечно, пожелают узнать, насколько надежен потенциальный партнер по сделке. Эту функцию берут на себя посредники — брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем (например, фондовая биржа).

Система регистрации прав собственности. В настоящее время в России широкое распространение получили выпуски бездокументарных ценных бумаг. Они позволяют значительно снизить издержки на передачу бумаг, но при этом порождают проблему подтверждения прав того или иного лица на ценные’бумаги. С ростом числа владельцев (крупное акционерное общество) акционеры уже не знают друг друга, и контролировать правильность ведения реестра становится весьма сложно. Для того чтобы избежать злоупотреблений, эту функцию передают третьему лицу — держателю реестра (регистратору). Лицо, независимое как от эмитента, так и от инвестора, подтверждает права того или иного инвестора на ценные бумаги.

Система клиринга. В ее задачи входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресовались и выверялись. Клиринговая система устанавливает и подтверждает параметры всех заключенных в данной системе сделок и иногда подводит итоги.

Система платежа. Это часть банковской системы, используемая для обеспечения денежных операций, связанных с торговыми сделками. Как правило, используется один банк, в котором открывают счета все участники торгов.

 

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный, организованный и неорганизованный. Под первичным рынком понимается сфера реализации ценных бумаг их первым владельцам или сфера размещения ценных бумаг. Все последующие

операции с ценными бумагами (их обращение) охватываются понятием «вторичный рынок». Наиболее организованный рынок ценных бумаг — фондовая биржа. Могут существовать и достаточно организованные внебиржевые рынки — телекоммуникационные торговые системы. Например, NASDAQ в США или «Российская торговая система» (до декабря 1999 г.). Неорганизованные рынки — это рынки нестандартизированных, индивидуализированных сделок.

Главная функция рынка ценных бумаг — установление необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций (оформленных в виде тех или иных ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.

Рынок ценных бумаг будет выполнять стоящие перед ним задачи постоянного поддержания экономического роста только в том случае, если существует полная свобода передвижения таких инвестиций (ликвидность). Ликвидность может возникнуть только при наличии такого числа покупателей и продавцов, которое будет достаточным для того, чтобы удовлетворять требованиям спроса и предложения; также необходимы торговые системы, которые позволяли бы покупателям и продавцам находить друг друга относительно легко.

Все это должно основываться на информационных потоках приемлемого качества, из которых можно будет узнать о наличии инвестиционных продуктов и о заинтересованных заемщиках и кредиторах. Таким образом, одна из основных функций рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать точность, правильность и содержательность предоставляемой информации. В принципе все это направлено на то, чтобы поддерживать уверенность и доверие между заемщиками, кредиторами, инвесторами и общественностью.

Последняя ключевая функция рынка ценных бумаг состоит в поставке ценных бумаг для обеспечения процесса продажи и оплаты и, конечно, гарантии юридической правильности операций. Это та область, которой уделяется больше всего внимания со стороны регулирующих органов. Следовательно, рынку ценных бумаг требуются системы и процедуры, которые могли бы гарантировать надежность этой последней стадии. На любом рынке существуют две главные категории участников: продавцы и покупатели. Кроме них на развитом рынке могут существовать еще посредники и рыночная инфраструктура (вспомогательные организации, обслуживающие других участников рынка). На рынке ценных бумаг в роли продавцов выступают прежде всего эмитенты (на первичном рынке) и инвесторы (на вторич-

ном), в роли покупателей — инвесторы. Кроме того, выделяется особая категория — профессиональные участники рынка ценных бумаг (куда входят как посредники, так и инфраструктурные организации).

В России эмитенты, выпускающие ценные бумаги и реализующие их инвесторам, — это прежде всего юридические лица, а также государственные и муниципальные образования. Физические лица могут выпускать только векселя. Главная мотивация эмитента — привлечь средства путем продажи своих ценных бумаг для финансирования какого-либо коммерческого проекта.

Инвесторы — лица, приобретающие ценные бумаги, как правило, с целью получения дохода по ним (как в форме процентов или дивидендов, так и в форме дохода от перепродажи по более высокой цене). Мотивация инвестора — сбережение своих средств и их преумножение. Кроме того, возможна и другая мотивация, например, получение контроля над фирмой путем скупки крупного пакета ее акций.

Профессиональных участников рынка ценных бумаг можно разделить на инвестиционных посредников (брокеры, дилеры и доверительные управляющие) и инфраструктурные организации (депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, клиринговые организации). Мотивация всех профессиональных участников — получение прибыли от своего бизнеса, который так или иначе сводится к оказанию различных услуг эмитентам, инвесторам или другим профессиональным участникам. Смысл существования профессиональных участников с точки зрения интересов рынка в целом — это обеспечивать большую экономию издержек, чем составляет плата за их услуги.

 

 

  1. Классификация рынков ценных бумаг.
  2. Формы взымания налогов.

 

 

  1. Особенности государственного кредита.

 

Государственный кредит — это специфическая форма кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами — юридические или физические лица. Экономическим назначением государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвращения для финансирования государственных расходов. Государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии.

 

Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

 

Система государственного кредита в ее современном понимании (государственные займы, казначейские обязательства и т.п.) возникло в XVII-XVIII вв. сначала в Голландии, Испании и Великобритании, а затем и в других западных странах. Государственные займы стали использоваться в связи с необходимостью уменьшения и ликвидации бюджетных дефицитов.

 

По своим экономическим содержанием государственный кредит неотделим от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга. Государственный долг — это сумма средств, полученных от выпущенных, но еще не погашенных государственных займов. Иначе говоря, государственный долг — это финансовые обязательства государства на определенную дату в отношении своих кредиторов. Таким образом, государственный долг возникает в результате выпуска государственных займов и привлечение кредитных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета.

 

Понятно, что обслуживание государственного долга, начиная с определенного предела, может стать весьма отягощающим для государства. Вследствие этого значительно усиливаться его влияние на инфляционные процессы. Поэтому на практике важно уметь определять оптимальную величину государственного долга относительно валового внутреннего продукта, размера расходов государства на его обслуживание и т.д.

Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей. Наоборот, экономическое развитие тормозится, если средства, полученные от выпуска облигаций государственных займов, направляемых на погашение и выплату процентов по предыдущим займам. Государственный кредит, который имеет непроизводственного характера, лишь умножает экономические проблемы общества. Ситуация значительно ухудшается, когда для покрытия растущих процентных и иных платежей по государственным займам приходится привлекать дополнительные бюджетные средства, получаемые путем усиления налогового бремени на производителей. Кроме того, чрезмерно высокая доходность государственных ценных бумаг побуждает коммерческие банки вкладывать в них преобладающую долю своих средств вместо того, чтобы инвестировать (кредитовать) национальное товарное производство.

 

В разных странах к практическому внедрению государственного кредита привлекаются различные структуры: Министерство финансов, Государственное казначейство, Центральный банк, Министерство экономики и т.д. Как правило, государство использует денежные займы, хотя иногда применяются и натуральные займы, которые погашаются продуктами. В 20-х годах в Советской России применялись хлебные и сахарные займы.

Размещаются государственные займы преимущественно по подписке среди физических и юридических лиц, через банки, путем продажи на бирже и с аукционов. Для физических и юридических лицгосударственный кредит является формой сбережения, инвестирования средств в государственные ценные бумаги, которые приносят гарантированный доход.

 

Государство использует займы, чтобы обеспечить себя дополнительными финансовыми средствами, которые нельзя собрать с помощью налогов. Необходимость увеличения объемов государственного внутреннего заимствования предопределяется задачами осуществления неотложных государственных расходов.

 

Юридической основой государственных займов, как банковских, есть договор. Именно добровольный и договорный характер государственных займов отличает их от одностороннего и строго принудительного характера налогов. Вместо предоставленных в распоряжение государства на определенный срок средств кредиторы получают документы — государственные ценные бумаги, которые предоставляют им определенные финансовые преимущества. Результатом введения государственного кредита является формирование рынка государственных ценных бумаг.

 

 

  1. Источники формирования ресурсов Банка России.
  2. Виды акций, отличительные особенности.
  3. Основные участники страхового процесса.
  4. Сущность векселя как ценной бумаги, его виды.
  5. Функции страхования.
  6. Производные ценные бумаги.
  7. Особенности облигации как ценной бумаги.
  8. Понятие индоссамента, его сущность и значение.
  9. Чек как вид ценной бумаги, его виды.

 

 

  1. Признаки ценных бумаг.

 

Ценные бумаги – это официальные документы определенной формы, которые удостоверяют имущественные права. Ценная бумага закрепляет взаимоотношения эмитента (лица, которое их разместило или выпустило), и собственника, а также предусматривают выполнение обязательств и возможность передачи прав другим лицам.
Це́нная бума́га – это финансовый инструмент, который выпускается определенными организациями как средство займов денег и получения нового капитала.

Ценная бумага должна соответствовать следующим признакам:
— документарность — документ, официально составленный уполномоченным лицом, имеющий правовое значение; с соответствующими реквизитами.
— оборотоспособность — может выступать объектом гражданско-правовых сделок;
— воплощает частные права — этот документ должен воплощать гражданские права имущественного, или даже неимущественного характера; Определение ценной бумаги в ст. 142 Гражданского Кодекса РФ гласит, что ценная бумага должна удостоверять имущественное право.
— презентация — предъявление этого документа обязательно для того, чтоб осуществить закрепленные в ней права;
— публичная достоверность — по отношению к обладателю ценной бумаги должник может выдвигать лишь такие требования, которые вытекают из содержания самой бумаги или же касаются действительности документа, или же основаны на отношениях между должником и обладателем ценной бумаги.
— этот документ должен быть назван в качестве ценной бумаги в законе. (Гражданский кодекс), или же, отнесен законом о ценных бумагах  к  их числу.
— следующий признак в теперешнее время есть наиболее актуальным. Он обозначается как установленный законом способ фиксации прав, который приравнивается к  ценной бумаге. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что к форме фиксации прав применяются правила о ценных бумагах, если иное не вытекает из особенностей такой фиксации. Следовательно, не только ценная бумага, удостоверяющая имущественные права, но и иной способ фиксации может рассматриваться как ценная бумага.

 

  1. Функции рынка ценных бумаг.

 

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: обще рыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как:

—         коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операции на данном рынке;

—         ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;

—         информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках.

—         регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

—         перераспределительную функцию;

—         функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

—         перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

—         перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

—         финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рацио­нальной экономики, поскольку он стимулирует мобилиза­цию свободных денежных ресурсов в интересах производ­ства и их распределение в соответствии с потребностями рынка. Ценные бумаги абсорбируют временно свободный капитал, где бы он ни находился, и через куплю – продажу помогают его “перебросить” в необходимом направлении. В практике рыночной экономики это ведет к тому, что капитал размещается главным образом в тех производствах, которые действительно необходимы обществу. В результате возникает оптимальная структура общественного производства (причем не только по размещению капитала, но и по его размерам в отдельных отраслях производства) и создается бездефицитная экономика, то есть общественное производство в основном соответствует общественному спросу. Это важное достоинство рыночной экономики.

 

 

 

  1. Границы применения коммерческого кредита.
  2. Операции коммерческих банков.
  3. Принцип самостоятельности бюджетов.

 

 

  1. Бюджетная классификация РФ.

 

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ — важнейшая составляющая бюджетного устройства Российской Федерации — группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. В состав бюджетной классификации входят: 1) классификация доходов бюджетов — группировка доходов бюджетов по всем уровням бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными .актами; 2) функциональная классификация расходов бюджетов — группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций. Первый уровень этой классификации составляют разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций; второй — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках соответствующих разделов; третий -классификация целевых статей расходов федерального бюджета (финансирование расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета); четвертый — виды расходов федерального бюджета (детализация направлений финансирования по целевым статьям); 3) экономическая классификация — группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (текущие расходы, капитальные расходы, капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; предоставление кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения и др.); 4) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов — группировка заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, включая как внутренние, так и внешние источники; 5) ведомственная классификация расходов федерального бюджета — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям (прямым получателям) средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам бюджетов. Классификация целевых статей расходов бюджетов отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств и соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации; 6) ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Федерации — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств из бюджетов субъектов РФ по соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций могут вводить дополнительную детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общие принципы построения и единства бюджетной системы.

 

  1. Виды и формы проведения финансового контроля.
  2. Проблемы финансовых отношений в РФ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *