Общие методические принципы и специфические пр. физического воспитания

  Общие методические принципы (ОМП) — это отправные положения, определяющие общую методику проведения процесса ФВ. Систематическое воздействие ФУ на организм и психику человека оказывает «+» влияние, когда методика применения ФУ согласуется с закономерностями этих воздействий. Эти принципы раскрывают основные закономерности ФВ. Принцип наглядности: — это привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в процессе ФВ осуществляется в таких формах: 1. зрительная содействует уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений (демонстрация движений в целом и по частям); 2. звуковая – в уточнении временных и ритмических характеристик движений (в виде звуковых сигналов). Она дополняет зрительную и разделяет с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям. Восприятие через зрительную систему идёт на 3 уровнях: ощущение, восприятие, представление. А через слуховую только на уровне представления. 3. двигательная – её значение велико, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению». Эта наглядность обеспечивает возможность ориентироваться в динамике внутренних и внешних сил. Принцип сознательности и активности: формирует глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность в физической деятельности, понимание техники различных упражнений, воспитание сознательного и активного отношения к процессу ФВ. Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Её основа 0 предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Она формирует морально-психологические и профессиональные качества личности. В процессе ФВ учащиеся должны осознанно их выполнять для эффективности ФУ. Учитель должен вызывать живой интерес к выполнению каждого задания. Побуждая к процессу мышления в процессе овладения и управления движениями, учитель создаёт реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Она является фактором, зависящим от сознания. Из этого принципа вытекают требования: 1. постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимся; 2. сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе; 3. осознание способов и возможностей применения, приобретённых знаний, умений и навыков; 4. воспитание инициативности, самостоятельности, творческого активного отношения к процессу ФК. Повышению сознательности и активности способствует применение учителем методических приёмов (например, контроль и оценка действий занимающихся, направление их внимания на анализ выполнения движений, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнений, беседа по разбору техники). Принцип доступности и индивидуализации: требование оптимального соответствия задач, средств и методов ФВ возможностям учащихся. При его реализации должна быть уточнена готовность учащихся и определена мера доступности. Назначение принципа заключается: 1. обеспечить для каждого оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование работоспособности; 2. исключить негативные, вредные последствия для организма от непосильных нагрузок, требований. Факторы, которые определяют доступность средств, методов: 1. которые характеризуют общие особенности группы; 2. которые характеризуют индивидуальные особенности занимающегося; 3. возникают в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе ФВ; 4. особенности задач, средств, методов ФВ. Общие и индивидуальные особенности учащихся меняются, так же как и возможности. Следовательно, пересматриваются средства и методы обучения и воспитания. Таким образом, реализация принципа ставит преподавание ФК перед сложной меняющейся картиной множества различных факторов, которые нужно учитывать. Необходимо предвидеть дальнейшее изменение всех факторов для хорошего дальнейшего воздействия.

Специфические

Принцип систематичности (непрерывности) процесса ФВ

 Предполагает непрерывность процесса ФВ и оптимального чередования нагрузок с отдыхом.

 Необходимость относительной непрерывности тренировочных воздействий обусловлена:

 1) закономерностями адаптации к физическим нагрузкам (кумулятивный тренировочный эффект);

 2) дидактическими соображениями, связанными с необходимостью повторного упражнения для «заучивания», формирования двигательного динамического стереотипа. Достаточно 3 раза в неделю. Для детей младшего школьного возраста приемлемы более частые, но короткие занятия. Этот принцип предполагает также последовательность и взаимосвязь занятий, а так же нагрузок в занятии и в цикле.

2. Принципы системного чередования нагрузок и отдыха

 Системное чередование нагрузок и отдыха является важным положением, от которого зависит суммарный эффект (кумулятивный).

 Умело оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и характером нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с достаточно большой напряженностью.

  Различают ординарный (полный) отдых, обеспечивающий восстановление работоспособности к началу следующего занятия (задания), жесткий (неполный) отдых – предусматривает выполнение нагрузки на фоне более или менее значительного не довосстановления работоспособности занимающихся и суперкомпенсационный отдых – обеспечивает повышенную работоспособность, наступающую при определенных условиях в силу некоторых закономерностей протекания восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную по объему и интенсивности нагрузку.

 Учитывая гетерохронность восстановления отдельных сторон так варьировать средствами, чтобы не было ни каких отрицательных последствий, а достигался бы положительный эффект.

 Напомню, что для контроля величины физической нагрузки, следует учитывать следующие компоненты:

1) продолжительность упражнения (длина отрезка);

2) интенсивность упражнения (скорость передвижения);

3) продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

4) характер отдыха (другие виды деятельности);

5) число повторений упражнения (для циклических упражнений);

6) координационная сложность упражнения (для спортивных игр);

7) количество игроков (для спортивных игр);

8) размер площадки (для спортивных игр).

3. Принцип динамичности или постепенного повышения требования

(постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий – ТМФВ)

 Данный принцип предполагает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и психических функций за счет повышения сложность заданий и увеличения нагрузок. Развитие физических качеств возможно лишь при условии повышения требования к функциональной деятельности организма человека. В основе развития тех или иных физ. качеств лежат специфические адаптационные перестройки органов и систем организма в ответ на воздействие нагрузок, превышающих те, к которым организм приспособился. Поэтому каждый последующий шаг в увеличении нагрузки (объема или интенсивности) должен быть оптимальным. Следует учитывать и тот факт, что функциональная перестройка, в организме наступает быстрее, нежели морфологическая.

 Что касается технического совершенствования или формирования двигательного навыка в процессе обучения, то характерно постепенное изменение деталей технического приема и изменение техники движений в связи с ростом физ. возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).

4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок

 Разработаны три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов ФВ.

 1. Суммарная нагрузки должна быть такой, чтобы не вызывала негативных состояний и ухудшения состояния здоровья. С этой целью необходима реализация этапного, текущего и оперативного контроля.

 2. По мере адаптации необходимо ввести очередное увеличение суммарной нагрузки.

 3. Использование суммарных нагрузок предполагает на отдельных этапах ФВ в системе занятий ее: или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

 Можно выделить две формы динамики повышения суммарной нагрузки: ступенчато повышающуюся, волнообразно-восходящую и возможна третья форма – линейно-повышающаяся, но на небольшом временном промежутке. 

5. Принцип циклического построения занятий

 Процесс ФВ предполагает повторение целей и задач на каждом этапе циклов.

 Различают три вида циклов: микроцикл – приравниваются к недели — двум неделям; мезоцикл(месячно), включают в себя от 2-х до 6-ти микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; и макроциклы (годичные).

 Это позволяет специалистам ставить задачи и решать их в учетом и в рамках завершенных циклов.

6. Принцип возрастной адекватности направлений ФВ

 Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность ФВ в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. в соответствии со сменяющимися периодами онтогенеза и особенно периодами возрастного физ.развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). При построении дошкольного и школьного ФВ необходимо учитывать наиболее благоприятные (чувствительные) (сенситивные) периоды (временные зоны) для развития тех или иных физ.качеств.

 Изложенные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса ФВ. Ни составляют единство принципиальных методических положений взаимно обусловленных и дополняющих друг друга.

 Существуют другие версии интерпретации понятий принципов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *