В теории ГиП применяются приемы познания, относящиеся к наиболее простым инструментам исследования мира. Эти приемы называются всеобщими так, как применяются во всех науках.
1) Приемы познания:
а) Анализ – это расчленение изучаемого предмета на части (норма права делится на гипотезу, диспозицию и санкцию);
б) Синтез – это объединение в единое целое частей, выделенных в ходе анализа;
в) Абстракция – заключается в выделении отдельных существенных признаков явления и отвлечении от второстепенных;
г) Конкретизация – означает максимально полное выявление всех признаков изучаемого явления, как существенных, так и второстепенных (исторические науки);
д) Классификация – распределение массы изучаемых явлений на группы (виды, классы, типы) на основании какого – либо общего признака.
2) Методы познания. Метод – это способ, средство, совокупность приемов познания объективной действительности. Метод не должен искажать действительность. Идеализация – заключается в мыслительном образовании абстрактных объектов, не существующих в действительности, но необходимых для анализа реальных объектов. Формализация – заключается в исследовании формы предмета, и в отвлечении от его содержания. Наблюдение – это эмпирический (опытный) метод получения знаний с помощью чувственного восприятия изучаемых явлений.
3) Методы развития существующих знаний.
а) Индукция – это выведение знаний о целом предмете на основании имеющихся знаний о его частях (рассуждение от частного к общему);
б) Дедукция — это введение знаний о частях предмета на основании имеющихся знаний о предмете в целом (рассуждение от общего к частному);
в) Сравнение – это сопоставление изучаемых предметов с целью получения знания об общих и особых чертах;
г) Гипотиза – это предложение о существовании объекта, какого-то его свойства, связи с другими объектами, основанное на фактах действительности;
д) Системный подход – предусматривает рассмотрение изучаемого явления как сложной системы элементов, связанных между собой и с другими системами;
е) Функциональный метод – заключается в изучении предмета по его внешним проявлениям, действиям, функциям;
ж) Институционный метод – заключается в рассмотрении предмета как совокупности статических элементов (институтов);
з) Конкретно – социологический метод – опросы, наблюдение, изучение документов;
и) Статистический – изучение общественной жизни путем измерения их количественных характеристик;
к) Формально – логический метод – изучает законы логики;
л) Исторический метод – изучает развитие общества.