назначение государственных внебюджетных фондов

Виды и назначение государственных внебюджетных фондов в Украине.

Внебюджетные фонды– это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент времени вызывает необходимость их перераспределения. Некоторые статьи государственных расходов требуют постоянного расходования средств, и их сокращение может ухудшить состояние экономики.

Решение данной проблемы состоит в следующем:

  1. выделение из Государственного бюджета или местных бюджетов определенной целевой части;
  2. образование по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением.

Преимущества (особенности) внебюджетных фондов:

  1. В отличие от средств бюджета, использование внебюджетных средств регламентируется не законодательными, а исполнительными органами власти. Это дает возможность расходования средств в более оперативном режиме;
  2. Внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов;
  3. В случае дефицита Государственного бюджета, определенные статьи расходов урезаются, что не происходит со средствами внебюджетных фондов.

Функции внебюджетных фондов:

  1. Влияние на процесс производства путем финансирования, субсидирования и кредитования предприятий.
  2. Обеспечение природоохранных мероприятий, которые финансируются за счет специально выделенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды.
  3. Оказание социальных услуг населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидий и т.д.
  4. Предоставление займов, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Классификация внебюджетных фондов:

  1. В зависимости от целевого назначения:
  • экономические;
  • социальные:
  • экологические;
  • научно-исследовательские и др.
  1. В зависимости от уровня управления:
  • государственные;
  • региональные.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти: центральных и местных. Порядок их формирования и использования определяется соответствующим законодательством.

Источники формирования средств фондов определяются характером и масштабом задач, для реализации которых они создаются. Они могут иметь как относительно постоянный, так и временный характер, различаться по административно-территориальным единицам в рамках государства.

Внебюджетные фонды, создаваемые на государственном уровне, как правило, характеризуются выделением части, передаваемой в распоряжение территориальных органов власти. Это достигается путем определения доли налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. Например, Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд социального страхования на случай безработицы.

На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Например, фонды развития территорий; фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительную деятельность и помещается в Национальном банке Украины. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками рынка ценных бумаг.

Целевые внебюджетные ресурсы находятся, как правило, в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление осуществляет специально созданным административным аппаратом.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Рассмотрим основные внебюджетные фонды в Украине.

  1. Внебюджетные фонды в Украине

В Украине целевое финансирование государственных расходов осуществляется через целевые бюджетные фонды, внебюджетный Государственный Пенсионный фонд Украины и внебюджетные фонды местных органов власти.

Фонд социального страхования на случай безработицы

Деятельность Фонда регулируется Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном страховании, Законом Украины «О занятости населения», Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III (с изменениями и дополнениями) и уставом Фонда, утверждаемым правлением Фонда.

Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы создается для управления страхованием на случай безработицы, осуществления сбора и аккумуляции страховых взносов, контроля над использованием средств, выплаты обеспечения и предоставление социальных услуг и выполнения других функций согласно законодательству.

Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей (выполняющих свои обязанности на общественных началах). Управление Фондом осуществляют правление Фонда и исполнительная дирекция Фонда, обеспечивающая выполнение решений правления.

Исполнительная дирекция Фонда является исполнительным органом правления Фонда, которая обеспечивает выполнение решений правления. Функции исполнительной дирекции налагаются на органы государственной службы занятости.

Функции рабочих органов исполнительной дирекции Фонда налагаются на центр занятости Автономной Республики Крым (АРК), областные, Киевский и Севастопольский городские, районные, межрайонные, городские и районные в городах центры занятости.

Контроль над выполнением Фондом уставных заданий и целевым использованием его средств осуществляет наблюдательный совет и специально уполномоченный государственный центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики.

Источникиобразования фонда:

  • страховые взносы страховщиков;
  • ассигнования государственного бюджета;
  • суммы финансовых санкций за нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов, административных штрафов;
  • прибыль, полученная от временно свободных денежных средств Фонда, в т.ч. резерва средств Фонда, на депозитном счете;
  • благотворительные взносы и другие поступления в соответствии с законодательством.

Средства Фонда используютсяна:

  • выплату обеспечения и предоставление социальных услуг;
  • возмещение Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом на пенсию граждан, в определенных законодательством случаях;
  • финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов, управления Фондом, развитие его материальной и информационной базы;
  • создание резерва средств Фонда.

Расходы бюджета Фонда на обеспечение выплаты помощи по безработице являются защищенными. Финансирование этих расходов проводится в первоочередном порядке.

Виды обеспечения и социальных услуг Фонда:

  1. затраты на трудоустройство граждан, не имеющих работу;
  2. затраты на профессиональное обучение и переобучение;
  3. выплата пособий по безработице.

Размер страховых взносов ежегодно по представлению Кабинета Министров Украины устанавливается Верховной Радой Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на будущий год.

Застрахованные лица и работодатели уплачивают взносы 1 раз в месяц в день получения работодателями в учреждениях банка средств на оплату труда.

От уплаты страховых взносов освобождаются:

  • застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего или 6-ти летнего возраста по медицинскому решению;
  • застрахованные лица в части полученной помощи по временной безработице.

На предприятиях, функционирующих на коммерческих началах, взносы включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и возмещаются из выручки или включаются в состав расходов отчетного периода. В торговле они отражаются в составе издержек обращения. В бюджетных учреждениях отчисления на социальное страхование предусматривается в соответствии с финансовым планом.

Размер тарифных ставок взносов и категории плательщиков будут приведены ниже.

Фонд общеобязательного государственного социального страхования по временной потере трудоспособности

Деятельность Фонда регулируется Конституцией Украины, Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном страховании, Кодексом законов о труде Украины, Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. №2240-III (с изменениями и дополнениями) и уставом Фонда, утверждаемым правлением Фонда.

Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и необходимостью ухода за ним, в случае смерти, а также предоставления услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению застрахованным лицам и членам их семей.

Все застрахованные лица являются членами этого Фонда.

Фонд является некоммерческой самоуправляющейся организацией. Государство — гарант предоставления материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам Фондом, стабильной деятельности Фонда.

Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Управление Фондом осуществляет правление и исполнительная дирекция Фонда. В Автономной Республике Крым, областях и городах Киеве и Севастополе непосредственное управление осуществляют правление и исполнительная дирекция соответствующих отделений Фонда.

Рабочими органами исполнительной дирекции Фонда и его отделений являются исполнительные дирекции отделений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Уставом Фонда может быть предусмотрено создание исполнительных дирекций или уполномоченных представителей отделений в районах и городах республиканского и областного значения.

Контроль над выполнением Фондом уставных заданий и целевым использованием его средств осуществляет наблюдательный совет и специально уполномоченный государственный центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики.

Источниками формирования средств Фонда:

  • страховые взносы страхователей-работодателей и застрахованных лиц;
  • суммы не принятых к зачислению расходов страхователя, пени, штрафов и других финансовых санкций, примененных к страхователям и должностным лицам;
  • благотворительные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;
  • ассигнования из Государственного бюджета Украины;
  • прибыль, полученная от временно свободных денежных средств Фонда, в т.ч. резерва страховых средств Фонда, на депозитном счете;
  • другие поступления в соответствии с законодательством.

Средства данного вида социального страхования используютсяна:

  • предоставление застрахованным лицам материального обеспечения и оказание социальных услуг;
  • образование резерва страховых средств в расчете на месяц для финансирования материального обеспечения застрахованных лиц;
  • обеспечение текущей деятельности и содержание органов Фонда, развитие его материально-технической базы.

Виды материального обеспечения и социальныхуслугпо общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением:

  1. пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);
  2. пособие по беременности и родам;
  3. пособие при рождении ребенка;
  4. пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  5. пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);
  6. обеспечение оздоровительных мероприятий (оплата путевок на санаторно-курортное лечение застрахованным лицам и членам их семей, в детские оздоровительные учреждения, содержание санаториев-профилакториев, оказание социальных услуг во внешкольной работе с детьми).

Плательщиками сборана обязательное государственное социальное страхование в связи свременной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребениеми на случайбезработицыявляются:

  1. Работодатели:
  • собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования;
  • физическоелицо, использующее труд наемных работников (в том числе иностранцев, которые на законных основаниях работают по найму в Украине);
  • собственник расположенных в Украине иностранных предприятий, учреждений, организаций (в том числе международных), филиалов и представительств, который использует труд наемных работников.
  1. Работники:
  • лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, в том числе в иностранных дипломатических и консульских учреждениях, других представительствах нерезидентов;
  • лица, которые работают на условиях трудового договора (контракта) у физических лиц;
  • лица, избранные на выборные должности в органах государственной власти, в органах местного самоуправления и в других органах;
  • члены коллективных предприятий, сельскохозяйственных и других производственных кооперативов.
  1. Лица, принимающие участие в обязательном государственном социальном страховании на добровольных началах:

а) лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно:

  • члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов;
  • лица, занимающиеся предпринимательской, адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности;

б) граждане Украины, работающие за пределами Украины и не застрахованные в системе общеобязательного государственного социального страхования страны, в которой они пребывают.

Согласно с принятого Закона Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11 января 2001 года №2213-III (с изменениями и дополнениями) объектами налогообложенияданных сборов являются:

  1. Для работодателей — фактические расходы на оплату труда наемных работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, иные поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» и подлежащие обложению подоходным налогом граждан.
  2. Для наемных работников — фактические расходы на оплату труда наемных работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, иные поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению подоходным налогом граждан.
  3. Для лиц, принимающих участие в обязательном государственном социальном страховании на добровольных началах — сумма налогооблагаемого дохода.

Размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование:

  1. В связи свременной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением:

для работодателей — 2,9 % от объекта налогообложения;

для работодателей – на предприятиях и в организациях общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда, — отдельно 0,7 % суммы фактических расходов на оплату труда нанятых работников – инвалидов и 2,9 % суммы фактических расходов на оплату труда других работников;

для работодателей – на предприятия и в организациях товариществ УТОГ и УТОС – 0,5 % от объекта налогообложения;

для наемных работников— 0,5 % от объекта налогообложения, если доход ниже прожиточного минимума, 1% — если свыше прожиточного минимума;

для наемных работников – инвалидов, работающих на предприятиях и в организациях товариществ УТОГ и УТОС – 0,25% от объекта налогообложения;

  1. На общеобязательное государственное социальное страхованиена случай безработицы:

для работодателей– 1,9 % от объекта налогообложения;

на предприятия и в организациях товариществ УТОГ и УТОС, где количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда работодатели освобождаютсяот уплаты взносов в части расходов на оплату труда наемных работников – инвалидов;

работодатели предприятий и организаций товариществ УТОГ и УТОС освобождаютсяот уплаты взносов;

для наемных работников— 0,5 % от объекта налогообложения;

  1. Для лиц, принимающих участие в общеобязательном государственном социальномстраховании на добровольных началах– 5,8 % суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), в том числе:

3,4 % — на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

2,4 % — на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.

Фонд социального страхования от несчастных случаев

Закон Украины «Об общеобязательном государственном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере трудоспособности» от 23.09.99 № 1105 – XIV (с изменениями и дополнениями) определяет правовую основу, экономичный механизм и организационную структуру данного вида социального страхования граждан.

Лица, подлежащие обязательномустрахованиюот несчастного случая:

  • лица, работающие на условиях трудового договора (контракта);
  • ученики и студенты учебных заведений, больничные ординаторы, аспиранты, докторанты, задействованные в какой-либо работе во время, перед или после занятий; во время занятий, когда они приобретают профессиональные навыки; во время прохождения производственной практики (стажировки), выполнения работ на предприятии;
  • лица, которые содержатся в исправительных, лечебно – трудовых, воспитательно–трудовых учреждениях и задействованные в трудовой деятельности на производстве этих учреждений или других предприятий по специальным договорам.

Добровольно, по письменному заявлению, от несчастного случая могутзастраховаться:

  • священнослужители, церковнослужители, лица и работающие в религиозных организациях на выборных должностях;
  • лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно;
  • граждане – субъекты предпринимательской деятельности.

Фонд является некоммерческой самоуправляющейся организацией.

Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Управление Фондом осуществляет правление и исполнительная дирекция Фонда.

Рабочими органами исполнительной дирекции Фонда являются ее управления в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, отделения в районах и городах районного значения.

Источники финансированиядеятельности Фонда:

  • взносы работодателей;
  • капитализированные платежи, поступившие в случаях ликвидации страхователей;
  • прибыль, полученная от временно свободных средств Фонда на депозитных счетах;
  • штрафы и пени, полученные от предприятий и работников, виновных в нарушении требований нормативных актов по охране труда;
  • добровольные взносы и другие поступления, получение которых не противоречит законодательству.

Работники не несут никаких расходов по страхованию от несчастного случая.

Социальные услуги и выплаты, осуществляемые Фондом:

  • возмещение в полном объеме ущерба, нанесенного работнику вследствие повреждения его здоровья или в случае его смерти, выплачиваемое ему или лицам, которые были на его содержании;
  • организация похорон умершего; возмещение стоимости связанных с этим ритуальных услуг;
  • использование всех необходимых средств для поддержания, повышения и возобновления трудоспособности потерпевшего;
  • соответственно заключения врачебно–консультационной комиссии (ВКК) или медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) проведение обучения и переквалификации потерпевшего в учебных учреждениях инвалидов, если вследствие повреждения здоровья или нанесения морального ущерба потерпевший не может выполнять предыдущую работу; трудоустройство лиц со сниженной трудоспособностью;
  • организация рабочих мест для инвалидов; компенсация при этом расходов производства, которые не покрываются средствами от сбыта произведенной продукции, за счет средств Фонда и другие.

Фонд осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение несчастных случаев, избежание угрозы здоровья работников, вызванные условиями работы.

Страховые тарифы дифференцированы по группам отраслей экономики (видам работ) в зависимости от класса профессионального риска производства, устанавливаются законодательно.

Размеры страховых взносов страхователей рассчитывается:

  • для работодателей – в процентах к сумме фактических расходов на оплату труда наемных работников, включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, иные поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» и подлежащие обложению подоходным налогом граждан.
  • для добровольно застрахованных граждан – в процентах к минимальной заработной плате.

Законом Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере трудоспособности» от 22.02.2001 г. № 2272-III (с изменениями и дополнениями) установлены соответственно классу профессионального риска производства страховые тарифы на данный вид социального страхования.

Пенсионный фонд

В соответствии с действующим законодательством выплата пенсий и некоторых видов пособий осуществляется за счет ресурсов Пенсионного фонда. На его основе пенсионное обеспечение функционирует в качестве автономной организационной структуры, выделенной из общей системы государственного страхования.

Пенсионный фонд Украины является самостоятельной финансово-банковской системой. Он не входит в состав Государственного бюджета Украины.

Пенсионный фонд создан на основе Закона Украины “ О пенсионном обеспечении “ от 05.11.1991 года № 1788 — XII. Положение о Пенсионном фонде Украины утверждается Постановлением Кабинета Министров Украины.

Пенсии не подлежат налогообложению.

Источниками средств фонда являются:

  1. Обязательные платежи в виде сбора в Пенсионный фонд.
  2. Средства Государственного бюджета.
  3. Добровольные взносы юридических и физических лиц.

Все плательщики сбора (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в органах Пенсионного фонда Украины.

Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда.

Запрещается использование средств Пенсионного фонда Украины не по целевому назначению, в том числе на кредиты, депозитные операции и др. Временно свободные средства в случае отсутствия задолженности по выплатам пенсий могут быть использованы Пенсионным фондом исключительно на приобретение государственных ценных бумаг.

Финансирование расходов на содержание органов Пенсионного фонда и его аппарата производится в пределах сметы, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058 – IVопределяет принципы, основы и механизмы функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, назначение, перерасчета и выплаты пенсий, предоставление социальных услуг из средств Пенсионного фонда, а также регулирует порядок формирования Накопительного пенсионного фонда и финансирования за счет его средств расходов, предусмотренным этим Законом.

Согласно данному Закону, система пенсионного обеспечения в Украинесостоит из трехуровней:

Первый уровень— солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (далее — солидарная система), которая базируется на основах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий, предоставления социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда на условиях и в порядке, предусмотренных этим Законом. При этом размер пенсий зависит от страхового стажа работника, т.е. от периода за который были уплачены страховые взносы.

Второй уровень— накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая предусматривает накопление средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществление финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат на условиях и в порядке, предусмотренных Законом.

После выхода работника на пенсию это позволит получать ему помимо выплат из солидарной системы доплату из тех денег, которые накопились у застрахованного на его персональном счете.

Третий уровень— система негосударственного пенсионного обеспечения, базирующаяся на основах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Второй и третий уровни — систему накопительного пенсионного обеспечения.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системеосуществляютсяследующиевыплатыисоциальные услуги:

  • пенсия по возрасту;
  • пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);
  • пенсия в связи с потерей кормильца;
  • пособие на погребение пенсионера.

За счет средств Накопительного фонда осуществляются следующие выплаты:

  • пожизненная пенсия с установленным периодом;
  • пожизненная обусловленная пенсия;
  • пожизненная пенсия супругов;
  • одноразовые выплаты.

Согласно Закону Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование “ от 26.06.97 г. № 400/97 – ВР (с изменениями и дополнениями) сборыв Пенсионный фонд уплачивают:

  1. юридические и физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, использующие труд наемных работников – 32% от фактических расходов на оплату труда; а для лиц летных экипажей и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах — 42 %;

Для предприятий, учреждений, организаций, где работают инвалиды, этот сбор определяется отдельно по ставке 4% от объекта налогообложения для работающих инвалидов и по ставке 32% от объекта налогообложения для других работников такого предприятия.

Для предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50% общей численности работающих, сбор этот определяется по ставке 4% от объекта налогообложения для всех работников этих предприятий.

  1. физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, не использующие труд наемных работников, а также адвокаты, частные нотариусы и другие лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности и занимаются деятельностью, связанной с получением дохода – 32% от суммы облагаемого налогом дохода;
  2. физические лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), и физические лица, исполняющие работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, в т.ч. члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов и т.п. – от 1% до 5% от суммы облагаемого налогом дохода.
  3. хозяйствующие субъекты, осуществляющие операции по купле-продаже валют – 1,5% от объема операций по купле-продаже валют;
  4. субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие торговлю ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней – 5% от стоимости таких изделий;
  5. юридические и физические лица при отчуждении легковых автомобилей, кроме легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды, и тех автомобилей, которые переходят в собственность наследникам по закону – 3% от стоимости легкового автомобиля;
  6. юридические и физические лица, которые приобретают недвижимое имущество, за исключением государственных предприятий, учреждений и организаций, приобретающих недвижимое имущество за счет бюджетных средств; учреждений и организаций иностранных государств, пользующихся иммунитетами и привилегиями согласно законам и международным договорам Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также граждане, приобретающие жилье и находящиеся в очереди на получение жилья или приобретающие жилье впервые – 1% от стоимости недвижимого имущества, указанной в договоре купли-продажи такого имущества;
  7. юридические и физические лица, пользующиеся услугами сотовой мобильной связи, а также операторы этой связи, оказывающие свои услуги бесплатно – 6% от стоимости каких-либо услуг сотовой мобильной связи, уплаченной потребителями этих услуг оператору, который их оказывает.

При этом сбор на обязательное государственное пенсионное страхование не уплачивается, если услугами сотовой связи пользуются речные, морские, воздушные, космические транспортные средства, средства наземного технологического транспорта (в том числе такси), имеющие стационарно вмонтированное устройство радиосвязи, радионавигации и радиоастрономии, которое не может быть отделено от таких средств без потери его технологических или эксплуатационных качеств либо характеристик.

Не может быть объектом налогообложения:

  • трансляция программ радио- и телевизионными станциями;
  • передача или прием информации при помощи радиосвязи сетями ведомственной либо технологической связи, не имеющими автоматической коммутации с сетью связи общего пользования;
  • пользование радиотелефонами или радиоудлинителями, подключенными к номерам квартирных телефонов;
  • суммы, уплачиваемые одним оператором в компенсацию стоимости услуг по роумингу (или покрытие отрицательного сальдо взаиморасчетов по роумингу) другому оператору, оказавшему такие услуги.

Роуминг– услуга сотовой мобильной связи, обеспечивающая возможность абонентам осуществлять двустороннюю связь без подачи какого-либо предварительного заявления или с таковой при перемещении из зоны действия одного оператора к другому как в пределах Украины, так и за ее пределами.

Местные внебюджетные фонды

Для финансирования потребностей территориальных общин в условиях дефицита государственного бюджета органы местного самоуправления формируют внебюджетные и целевые фонды. В соответствии с принятыми решениями исполнительные органы власти открывают специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды.

Источниками средствместных внебюджетных фондов могут быть:

  • добровольные взносы и пожертвования юридических и
    физических лиц;
  • доходы местных займов;
  • доходы от проведения денежно-вещевых лотерей и аукционов;
  • плата за регистрацию и перерегистрацию предприятий всех форм собственности;
  • штрафы за нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежи, компенсирующие причиненный ущерб;
  • штрафы за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящиеся в муниципальной собственности, а также платежи, компенсирующие причиненный ущерб;
  • штрафы за административные и другие правонарушения, налагаемые местными органами власти согласно действующему законодательству.

Средства фондов обычно используются на финансирование расходов, связанных:

  • со строительством объектов инфраструктуры и социально-бытового назначения;
  • с увеличением текущих расходов бюджета;

с перерасходом установленных смет и нормативов.