Наблюдение в системе методов обучения биологии. Требования к содержанию и организации наблюдений.

 Наблюдение в ходе практической работы обеспечивается не созерцанием объекта, а его непосредственным, деятельностным изучением: обследованием, измерением, препарированием, ощупыванием, оцениванием. Наблюдение по срокам выполнения делят на две группы: кратковременное (может включаться в урок или применяться на экскурсии) и длительное (вынесены за пределы урока – например, прорастание семян, фенологические наблюдения).

 От простого созерцания наблюдение отличается целенаправленностью. Если при обучении в 5-8 классах школьники систематически учатся наблюдать, то в старших классах они не нуждаются в подробных инструкциях, расчленении работы на отдельные фрагменты. Для таких школьников достаточно указать цель наблюдения. Так, в 10 классе на экскурсии в биогеоценоз школьники, умеющие наблюдать, самостоятельно определяют основные виды растении и животных, устанавливают связи между ними, служащие для теоретических обобщений об устойчивости экосистемы и направлении ее дальнейшего развития. На той нее самим экскурсии для учащихся, не владеющих методом наблюдения, необходимо не только указать цель работы, но и наметить пути ее достижения (указать, на какие именно взаимосвязи обратить внимание, как определить господствующие, доминирующие виды, на каких особенностях их состояния акцептировать особое внимание и т. д.).

 Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование исходит из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь и возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Это и называется — самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.

 Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. В каждом конкретном случае преподаватель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду -это позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом.

 Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение — это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления -в этом заключаются успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.

 Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

 Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование исходит из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюдений за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет преподаватель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения., Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т.е. ее не следует кормить заранее). Чтобы продемонстрировать, как птица отдыхает и спит, спрятав голову под крыло, наблюдение надо спланировать на вечер, выключить свет там, где стоит клетка, соблюдать при этом тишину.