Модели организации государственных и муниципальных финансов в разных государствах

Государственные и муниципальные финансы в развитых странах включает следующие основные элементы:

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный (муниципальный) кредит;

4) специальные внебюджетные фонды.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает бюджет. Бюджет является также главным средством перераспределения ВВП. Основными доходами бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов других уровней  – предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

Второе звено системы государственных и муниципальных финансов – местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет. За местными бюджетами обычно закреплены такие  налоги, как подоходный налог, ресурсные налоги и др. Однако местные бюджеты, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из вышестоящего бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

Третье звено государственных и муниципальных финансов – государственный (муниципальный) кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного (муниципального) кредита для погашения дефицита бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного (муниципального) кредита обусловлена, в первую очередь, превышением расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение обязательств третьих лиц, то оно выступает как гарант.

Четвертое звено системы государственных и муниципальных финансов – внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств бюджета, используются строго по целевому назначению – для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *