Международная ассоциация развития

В 50-е годы ХХ века оказалось, что бедные развивающиеся страны не могут заимствовать необходимые для развития своей экономики средства на условиях Всемирного банка и нуждаются в смягчении условий кредитования. В этой связи в 1960 году по инициативе Всемирного Банка была создана Международная ассоциация развития (МАР) специально для предоставления развивающимся странам финансовой помощи в виде беспроцентных займов и грантов.

В настоящее время в состав МАР входят 170 государств. Штаб-квартира находится в Вашингтоне (США). Цели МАР аналогичны целям МБРР. Задачи, которые ставит перед собой МАР, заключаются в развитии производительных сил и стимулировании экономического роста в развивающихся стран.

Состав Совета управляющих и Исполнительного директората аналогичен МБРР. Президент банка является и Президентом МАР. Административную деятельность выполняет по совместительству персонал Всемирного банка. Штат сотрудников разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследование. В целом, МБРР и МАР работают параллельно, они совместно используют единый штат, единое руководство, отчитываются одному и тому же Президенту и используют одинаковые стандарты при оценке проектов. Различие состоит лишь в условиях кредитования и источниках финансирования

Финансирование МАР осуществляется в основном за счет взносов правительств стран-членов, в том числе стран, получавших помощь МАР в прошлом и стран со средним уровнем дохода, например, Китай и Египет. Взносы делаются раз в три года. Дополнительные средства поступают за счет трансфертов Группы организаций Всемирного банка и осуществляемых заемщиками платежей в погашение ранее предоставленных кредитов МАР.

Основным критерием отбора стран для участия в программах служит пороговое значение национального дохода, приходящегося на душу населения. На сегодняшний день бедными считаются государства, где этот показатель менее 165 долларов на человека. Право на кредит и участие в МАР имеет только страна-член МБРР. Когда ВНП страны превышает порог приемлемый для МАР, она не может более получать беспроцентные кредиты. В дальнейшем государство может заимствовать у Международного банка реконструкции и развития на условиях выплаты процентов.

В настоящее время 79 стран, в том числе 39 стран Африки, соответствуют критериям для получения ресурсов МАР. В этих странах проживает 2,5 млрд человек, 1,5 млрд из которых живет менее чем на 2 доллара США в день. Общий объем предоставленных кредитов и грантов составляет на сегодня 222 млрд долларов США, или в среднем около 14 млрд в год. Примерно 45-50 % от объема ссуд МАР приходится на страны Африки (район Сахары), остальные средства – в более бедные страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Центральной Азии.

Средства МАР в первую очередь направляются в наименее развитые из развивающихся стран — с доходами на душу населения не более 400 долларов, в этих случаях кредиты могут предоставляться на срок до 50 лет и на беспроцентной основе. Однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 % от общей суммы предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 % неиспользованной суммы кредита. Кредиты открываются в национальной валюте государства или его территории.

Международная ассоциация развития предоставляет займы двух видов:инвестиционные займы и займы на цели развития. Инвестиционные займы предоставляются для финансирования товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах. Займы на цели развития предоставляются путем ускоренного выделения финансовых ресурсов в целях поддержки реформ политики и институциональных реформ. Кредиты МАР, как и займы МБРР, не выделяются на безвозмездной основе. Они подлежат возврату.

МАР проводит аналитические исследования, на основе которых определяются меры политики, непосредственно направленные на сокращение бедности. МАР предоставляет органам государственного управления консультации относительно путей расширения базы экономического развития и методов защиты малоимущих от последствий экономических шоков.

МАР борется с бедностью при помощи широкого диапазона проектов, включая проекты в области сельского хозяйства, социального обеспечения и развития инфраструктуры. Так, в последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались с целью облегчения долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности, повышения эффективности служб канализации и водоснабжения,поддержки программ иммунизации и вакцинации для снижения заболеваемости инфекционными болезнями, борьбы с пандемией ВИЧ/СПИДа, поддержки организаций гражданского общества и создания стимулов для сокращения выбросов парниковых газов.

Многие проекты кредитуются совместно с МБРР. Однако, выполняя общие стратегические задачи, МБРР и МАР действуют на основе разделения функций. В этой связи и структуры их кредитования различаются. Решение о том, какая из организаций МБРР или МАР будет финансировать проект, зависит от экономической ситуации в стране, а не от характеристик самого проекта. Следует отметить, что хотя кредитование через МБРР и МАР осуществляется на различных финансовых условиях, однако критерии оценки проекта, которые применяют обе организации, являются одинаковыми, при оценке обоснованности используются одни и те же стандарты.