методы государственного финансового регулирования территориальных пропорций

Территориальные пропорции выступают одним из объектов государственного финансового регулирования наряду с социальной и отраслевой структурой.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Так, например, в Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Однако,  каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом посредством следующих методов:

  • механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы);
  • финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований;
  • изменение состава налогов.

Каждый из приведенных методов может применяться отдельно или в комплексе с другими.

Финансовое регулирование территориальных пропорций происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов национальной экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.