Методика Ястребовой А.В.

Выделяет среди заикающихся учащихся 1-4 классов 2 группы:

n заикающиеся с высоким и нормальным речевым развитием

n заикающиеся с элементами ОНР, ФФНР, ЛГНР

Система занятий рассчитана на детей 2 группы и включает 3 периода обучения:

1 период: уточнение и расширение пассивных знаний в области языка в процессе

упражнений

î упорядочение ритма, темпа, плавности речи

î расширение и обогащение словарного запаса, представлений и понятий

î овладение грамматическим строем речи

î закрепление навыков звукового анализа и синтеза

2 период: то же, но на более сложном материале

3 период: закрепление навыка правильной свободной речи

î отработка звуковой и интонационной стороны речи

î самостоятельная речь различной сложности

Таким образом, Ястребова А.В. предлагает следующие направления коррекционной работы:

Ä развитие всех компонентов речи

Ä тесная взаимосвязь речевого материала с содержанием программы по русскому языку

Ä всемерное развитие активности детей.

Методика логопедического воздействия при заикании

Формы логопедической работы при заикании:

· психолого-педагогическое изучение ребенка

· логопедические занятия

· организация самостоятельной работы

· использование в логопедической работе помощь других специалистов

· самообразование и повышение квалификации логопеда

Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям:

Ø регулярность

Ø систематичность и последовательность

Ø учет индивидуальных особенностей ребенка

Ø опора на сознательность и активность детей

Ø наглядность

Ø прочность полученных навыков правильной речи

Ø вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях)

Ø согласованность с требованиями программы

Ø постоянное присутствие образца правильной речи

Ø правильное документальное оформление

Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:

1. подготовительная часть:

· организация детского коллектива

· беседы психотерапевтического характера

· речевые зарядки

· повторение и закрепление пройденного материала

· установка на основную часть занятия

2. основная часть

· новый вид речевых упражнений или новые условия проведения

3. заключительная часть

· итог работы детей на занятии (достижения, успехи)

· советы и задания для закрепления вне занятия

«Щадящий режим»:

· оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия

· создать спокойную обстановку

· не допускать фиксации на дефекте

· выдерживать чередование нагрузки и отдыха

· оградить ребенка от перегрузок

Пути стимуляции ребенка на занятии:

· убеждать, увлекать, заинтересовывать

· использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)

· занимательность и доступность материала

· добиваться успехов, осознаваемых ребенком

· частая смена обстановки на занятии

· приглашение на занятие родителей

Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:

а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.