Методика Ястребовой А.В.
Выделяет среди заикающихся учащихся 1-4 классов 2 группы:
n заикающиеся с высоким и нормальным речевым развитием
n заикающиеся с элементами ОНР, ФФНР, ЛГНР
Система занятий рассчитана на детей 2 группы и включает 3 периода обучения:
1 период: уточнение и расширение пассивных знаний в области языка в процессе
упражнений
î упорядочение ритма, темпа, плавности речи
î расширение и обогащение словарного запаса, представлений и понятий
î овладение грамматическим строем речи
î закрепление навыков звукового анализа и синтеза
2 период: то же, но на более сложном материале
3 период: закрепление навыка правильной свободной речи
î отработка звуковой и интонационной стороны речи
î самостоятельная речь различной сложности
Таким образом, Ястребова А.В. предлагает следующие направления коррекционной работы:
Ä развитие всех компонентов речи
Ä тесная взаимосвязь речевого материала с содержанием программы по русскому языку
Ä всемерное развитие активности детей.
Методика логопедического воздействия при заикании
Формы логопедической работы при заикании:
· психолого-педагогическое изучение ребенка
· логопедические занятия
· организация самостоятельной работы
· использование в логопедической работе помощь других специалистов
· самообразование и повышение квалификации логопеда
Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям:
Ø регулярность
Ø систематичность и последовательность
Ø учет индивидуальных особенностей ребенка
Ø опора на сознательность и активность детей
Ø наглядность
Ø прочность полученных навыков правильной речи
Ø вариативность условий тренировки (в логопедическом кабинете, вне его, в жизненных ситуациях)
Ø согласованность с требованиями программы
Ø постоянное присутствие образца правильной речи
Ø правильное документальное оформление
Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:
1. подготовительная часть:
· организация детского коллектива
· беседы психотерапевтического характера
· речевые зарядки
· повторение и закрепление пройденного материала
· установка на основную часть занятия
2. основная часть
· новый вид речевых упражнений или новые условия проведения
3. заключительная часть
· итог работы детей на занятии (достижения, успехи)
· советы и задания для закрепления вне занятия
«Щадящий режим»:
· оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия
· создать спокойную обстановку
· не допускать фиксации на дефекте
· выдерживать чередование нагрузки и отдыха
· оградить ребенка от перегрузок
Пути стимуляции ребенка на занятии:
· убеждать, увлекать, заинтересовывать
· использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)
· занимательность и доступность материала
· добиваться успехов, осознаваемых ребенком
· частая смена обстановки на занятии
· приглашение на занятие родителей
Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:
а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.