Менеджмент организации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (ОмГУПС (ОмИИТ))
УТВЕРЖДАЮ | |
Декан заочного факультета
(название института (факультета)) ____________ А.Г. Ходкевич подпись (И. О. Ф.) «_____» ___________________ 2017 г. ____________ ______________________ подпись (И. О. Ф.) «_____» ___________________ 2018 г. ____________ ______________________ подпись (И. О. Ф.) «_____» ___________________ 2019 г. ____________ ______________________ подпись (И. О. Ф.) «_____» ___________________ 2020 г. ____________ ______________________ подпись (И. О. Ф.) «_____» ___________________ 2021 г.
|
|
Кафедра: «Менеджмент, маркетинг и коммерция»
(наименование кафедры)
Автор(ы): Беляева Елена Рудольфовна, доцент, канд. экон. наук, доцент
(Ф. И. О. полностью, должность, ученая степень, ученое звание)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.23 «Менеджмент финансов»
(индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент
(код, наименование направления подготовки / специальности)
Направленность (профиль): «Менеджмент организации» |
Образовательная программа: программа прикладного бакалавриата |
Год начала подготовки (по учебному плану): 2014 |
Квалификация выпускника: бакалавр |
Форма обучения: заочная |
Год | Рассмотрено на заседании | |||||
кафедры | методической комиссии института (факультета) | |||||
Дата | Номер протокола |
Подпись заведующего кафедрой | Дата | Номер протокола |
Подпись председателя методической комиссии | |
2017 | ||||||
2018 | ||||||
2019 | ||||||
2020 | ||||||
2021 |
Омск 2017 г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Менеджмент финансов» (далее – дисциплина) являются:
изучение особенностей финансового управления организации; знакомство со спецификой проявления принципов и концепций финансового управления; изучение основных категорий в области организации и управления финансовой деятельностью основных институтов рыночного хозяйства; овладение универсальной логикой планирования, контроля и регулирования организации и практического осуществления адекватной складывающимся условиям финансовой политики предприятия, разработки практических и конкретных рекомендаций по управлению финансами; владение навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Дисциплина относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, практиками: «Учет и анализ (финансовый учет, финансовый анализ).
Наименования последующих дисциплин, практик: «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков», «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности», «Преддипломная практика».
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ,
СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п |
Индекс и содержание компетенции |
Индикаторы достижения компетенций |
1 | 2 | 3 |
1 | ОПК-5. Владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем. |
Знания:
– понятий, определений, терминов (понятийный аппарат курса); – порядка составления главных форм финансовой отчетности; – типов дивидендной политики; – классификации инвестиционных проектов. |
Умения:
– сопоставлять и анализировать показатели всех форм финансовой отчетности; – разрабатывать методики проведения исследований финансового управления; – определять влияние результатов управленческих решений на структуру и стоимость капитала; – проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании. |
||
Навыки:
– владения методами экономической диагностики эффективности управления финансами; – финансового планирования. |
||
2 | ПК-4. Умение применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации. |
Знания:
– понятий, определений, терминов инвестиционной политики; – типов инвестиционной политики. |
Умения:
– разрабатывать методики проведения исследований инвестиционной политики. |
||
Навыки:
– владения методами экономической диагностики эффективности инвестиционной политики. |
||
ПК-14. Умение применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета. |
Знания:
– понятий, определений, терминов принятия управленческих решений. |
|
Умения:
– применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации. |
||
Навыки:
– владения методами принятия управленческих решений и экономической диагностики эффективности управления финансами. |
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И
АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:
4 зачетные единицы (144 академических часа).
4.2. Распределение объема дисциплины на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся
Виды учебной работы в соответствии с учебным планом |
Количество часов | |
Всего по учебному плану |
Номер семестра | |
7 |
1 | 2 |
3
4 5 6 |
||||
Контактная работа (аудиторные занятия)
|
14 | 14 | ||||
В том числе: | ||||||
Лекции (Лек) | 8 | 8 | ||||
Практические занятия (Пр) | 4 | 4 | ||||
Лабораторные работы (Лаб) | – | – | ||||
Контроль самостоятельной работы (КСР)*
|
2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа (СР) | 121 | 121 | ||||
Промежуточная аттестация**
(экзамен(Э) /зачет(З) /зачет с оценкой (ЗаО)/час) |
Э/9 | Э/9 | ||||
ОБЩАЯ трудоемкость
дисциплины: |
Часы | 144 | 144 | |||
Зач. ед. | 4 | 4 |
* включая аудиторные занятия на выполнение курсового проекта (курсовой работы)(при наличии)
**включая контактную работу (планируется в соответствии с нормами времени по расчету учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава в университете)
4.3. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
Номер семестра | Номер недели | Тема (раздел) дисциплины |
Краткое содержание темы (раздела) |
Виды учебной деятельности, включая
самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации |
|||||
Лек | Лаб | Пр | КСР | СР | Всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7 | По календарному учебному графику заочного факультета |
1 Сущность и технология управления финансами
2 Понятийный аппарат и научные инструменты финансового менеджмента 3 Система информационного обеспечения финансового менеджмента 4 Методические основы анализа финансовой деятельности коммерческой организации. 5 Основы финансовых вычислений 6 Финансово-математические основы осуществления изменения условий контрактов 7 Практика проведения финансово-экономических расчетов с учетом инфляции и налогов 8Рациональная заемная политика 9 Эффект операционного рычага 10 Долгосрочная финансовая политика 11 Методы оценки финансовых активов 12 Управление финансовыми рисками 13 Принятие решений по инвестиционным проектам 14 Анализ и управление оборотными средствами. 15 Источники средств и методы финансирования. 16 Управление собственным капиталом |
Классификация финансовых отношений. Функции финансов и их значимость для решения основных задач стоящих перед предприятием. Место финансовой службы в организационной структуре управления фирмы. Принципы организации финансов фирмы.
Корреспонденция финансового менеджмента с другими науками. Подходы к структурированию финансового менеджмента. Логика структурирования финансового менеджмента и его базовые блоки. Стратегия и тактика управления финансами. Финансовые процессы и механизмы. Концептуальные основы финансового менеджмента.. Информационные источники финансового менеджмента Качественные характеристики информации в системе финансового учета. Структура информационной базы управления финансами. Анализ и планирование в системе финансового менеджмента. Основные показатели учета и отчетности, используемые в финансовом менеджменте. Виды финансового анализа. Место анализа отчетности в системе финансового анализа. Логика и техника анализа финансового состояния предприятия. Система аналитических коэффициентов. Процедуры анализа финансово-хозяйственной деятельности, экспресс-анализ и углубленный анализ. САФО – систематизированный анализ финансовой отчетности. Показатели и модели оценки ликвидности и платежеспособности. Показатели и модели оценки финансовой устойчивости. |
8 | – | 4 | 2 | 121 | 135 | Контроль посещаемости, за-чтение практических работ, рецензирование контрольной работы |
Всего часов по видам учебной работы: | 8 | — | 4 | 2 | 121 | 135 | – | |||
Всего часов на промежуточную аттестацию (включая контактную работу при проведении промежуточной аттестации): | 9 | Э | ||||||||
Всего часов: | 144 | – |
4.4. Лабораторные работы / практические занятия
4.4.1. Лабораторные работы
Лабораторные работы не предусмотрены.
4.4.2. Практические занятия
Номер семестра |
Номер
недели |
Тема (раздел) дисциплины | Наименование практических занятий | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | По календарному учебному графику заочного факультета | Основы финансовой математики | Финансово-математические расчеты с учетом инфляции и налогов | 4 |
Всего часов: | 4 |
4.5. Примерная тематика курсового проекта (курсовой работы)
Курсовые проекты (работы) не предусмотрены.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Для выполнения самостоятельной работы обучающиеся имеют возможность использовать материально-техническую базу университета и учебно-методическое обеспечение дисциплины. Предусмотрены помещения для самостоятельной работы, оснащенные компьютерной техникой (в том числе с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета).
Номер семестра | Номер недели | Тема (раздел) учебной дисциплины |
Вид самостоятельной работы обучающегося.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы |
Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | По календарному учебному графику заочного факультета | 1 – 16 |
Методические основы анализа финансовой деятельности коммерческой организации
Основная и дополнительная литература (см. разд. 8), интернет-ресурсы (см. разд. 9), информа-ционные справочные системы (см. разд. 10). |
41 |
1 – 16 |
Подготовка к практическим занятиям.
Основная и дополнительная литература (см. разд. 8), интернет-ресурсы (см. разд. 9), информа-ционные справочные системы (см. разд. 10). |
20 | ||
1 – 16 |
Самостоятельное изучение материалов дисциплины.
Основная и дополнительная литература (см. разд. 8), интернет-ресурсы (см. разд. 9), информационные справочные системы (см. разд. 10). |
20 | ||
1 – 16 | Подготовка к экзамену. Основная и дополнительная литература (см. разд. 8), интернет-ресурсы (см. разд. 9), информационные справочные системы (см. разд. 10). | 40 | ||
Всего часов СР: | 121 |
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для обучения дисциплине используются следующие образовательные технологии.
Классификационный признак образовательных технологий |
Наименование образовательных технологий |
Описание образовательных технологий |
1 | 2 | 3 |
По уровню
применения |
Общепедагогичес-кие технологии | Характеризуют целостный педагогический процесс в конкретном учебном заведении для подготовки кадров соответствующих направлений и профилей |
Частнометодичес-кие (предметные) технологии | Совокупность методов и средств, направленных на реализацию определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета | |
Локальные
(модульные) технологии |
Технологии, направленные на освоение обучающимися отдельных частей/разделов/тем и др. элементов образовательного процесса | |
По категории
обучающихся |
Массовые
технологии |
Направлены на обучение достаточно большого количества обучающихся. Контактная работа преподавателя с обучающимися в условиях аудиторных занятий (лекции / лабораторные / практические занятия и т.д.) |
Продвинутые
технологии |
Технологии для работы с обучаемыми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития по конкретной дисциплине (модулю). Вовлечение одаренных обучающихся в процесс конструирования/проектирования каких-либо исследовательских работ, в деятельность по новым научным направлениям. Развитие интереса будущих специалистов к конкретным вопросам, связанным с наукой и производством | |
Индивидуальные
технологии |
Направлены на формирование и развитие самостоятельности обучающихся в учебной деятельности: самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, решение типовых/нестандартных задач, выполнение рефератов и т.д. | |
По позиции и отношению к обучаемому со стороны обучающих | Личностно-ориентированные технологии | Цель обучения – наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Развитие индивидуальности обучающихся происходит с учетом социальных требований и запросов к формированию ее качеств |
Традиционные
(классические) технологии |
Цели образования ставятся исходя из интересов общества и государства и видятся, прежде всего, в формировании человека с заданными, необходимыми обществу и государству качествами. Взаимодействие в таких технологиях носит однонаправленный характер и представляет собой воздействие педагога на обучаемого. При этом четко определены цели обучения, воспитания и развития, заданы ориентиры деятельности, предложен широкий спектр педагогических средств, обеспечивающих овладение систематическими знаниями, позволяющими сформировать то или иное социально ценное качество | |
Технологии сотрудничества |
Развитие у обучающихся рационального логического мышления, навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая при необходимости проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией) | |
По типу организации и управления познавательной деятельностью | Технологии обучения с помощью технических средств | Демонстрация слайдов, презентаций, видеороликов посредством мультимедийного оборудования |
Технологии обучения «по книге» | Освоение теоретического курса по учебникам и нормативно-техническим документам | |
Информационно-коммуникационные технологии | Освоение теоретического курса по Интернет-ресурсам и информационно-справочным системам | |
Модульно-рейтинговые
технологии |
Постепенный перевод блоков теоретического материала из циклов познания в циклы деятельности. Применение рейтинговых шкал оценивания | |
По критерию
«способ-метод-средство» |
Репродуктивные
технологии |
Организация деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям. Использование словесных, наглядных, практических методов обучения. Основным моментом таких технологий является способность обучающихся самостоятельно решать типовые задачи, выполнять задания по инструкциям/маршрутным картам |
Коммуникативные технологии | Технологии, связанные с общением между обучающим и обучаемыми. Направлены на формирование и развитие умений передавать информацию и организовывать деловые взаимоотношение с окружающими людьми | |
Объяснительно-иллюстративные технологии | Одни из наиболее экономных способов передачи обучающимся обобщенной и систематизированной информации по данной дисциплине/модулю. Обучающиеся выполняют деятельность, необходимую для первого уровня усвоения знаний, – смотрят, слушают, читают, наблюдают, запоминают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной. Выдача заданий для самостоятельной работы и объяснение их решения на конкретных примерах | |
Технологии
развивающего творчества |
Выполнение реферата и выступление с докладом на секции ежегодной студенческой научно-технической конференции. Участие в олимпиадах вуза | |
Технологии
развивающего/ саморазвивающего обучения |
Обучающемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой при выполнении плана самостоятельной работы с помощью учебно-методических пособий; самостоятельное освоение теоретического курса по учебникам, учебно-методическим пособиям. Исследовательские методы в обучении. Самостоятельное пополнение обучающимся своих знаний. Предложение путей решения проблемы, развитие воображения, образного, логического, абстрактного мышления |
7. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Оценочные и методические материалы по дисциплине является неотъемлемой частью настоящей рабочей программы и представлены отдельным документом в приложении к ней.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Основная литература
№ п/п | Наименование, ссылка для электронного доступа или кол-во экземпляров в библиотеке | Автор(ы) | Место издания, издательство, год |
Используется при изучении разделов
(из п. 4.3) |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. |
Финансовый менеджмент: учебник /
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279475 |
Кириченко, Т.В. | М.: Альпина Паблишер, 2016. | все |
2. | Финансовый менеджмент в отрасли образования : учебное пособие / В.Н. Курочкин. 473 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272961 | Курочкин, В.Н. | — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. — |
все
|
3. | Финансовый менеджмент : учебник [Электронный ресурс] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429469 | Ионова Ю. Г., Леднев В. А., Андреева М. Ю. | М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. 288 с. |
все
|
8.2. Дополнительная литература
№ п/п | Наименование, ссылка для электронного доступа или кол-во экземпляров в библиотеке | Автор(ы) | Место издания, издательство, год | Используется при изучении разделов (из п. 4.3) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.А. Толкачева, Т.И. Мельникова. 228 сhttp://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272224 | Толкачева, Н.А. | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 | 1-6 |
2. | Финансовый менеджмент: курс лекций / Н.А. Толкачева. — 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235181 | Толкачева, Н.А. | М. : Директ-Медиа, 2014. — | 1-5 |
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения дисциплины рекомендуются следующие сайты информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
официальный сайт университета: www.omgups.ru;
сайт, содержащий полные тексты нормативных документов: www.opengost.ru.
10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЛИЦЕНЗИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ
СИСТЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БАЗ ДАННЫХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
10.1. Перечень информационных технологий
К информационным технологиям, используемым при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, относятся:
– персональные компьютеры, посредством которых осуществляется доступ к информационным ресурсам и оформляются результаты самостоятельной работы;
– проекторы и экраны для демонстрации слайдов мультимедийных лекций;
– активное использование средств коммуникаций (электронная почта, тематические сообщества в социальных сетях и т.п.).
10.2. Перечень (состав) лицензионного программного обеспечения
Для применения электронных ресурсов и оформления текстовых документов рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение Microsoft Windows, Microsoft Office.
10.3. Перечень информационных справочных систем и профессиональных баз данных
Для пользования стандартами и нормативными документами рекомендуется применять информационные справочные системы и профессиональные базы данных, доступ к которым организован библиотекой ОмГУПСа через локальную вычислительную сеть.
Для пользования электронными изданиями рекомендуется использовать следующие информационные справочные системы и профессиональные базы данных:
- Научная библиотека Омского государственного университета путей сообщения http://bibl.omgups.ru.
Базы данных содержат сведения обо всех видах литературы, поступающей в фонд библиотеки. Более 1400 полнотекстовых документов (учебники, учебные пособия и т.п.). Доступ – с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
- Электронная библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com.
Электронная библиотека издательства «Лань» – ресурс, включающий в себя как электронные версии книг издательства «Лань», так и коллекции полнотекстовых файлов других российских издательств. После регистрации с компьютера университета – доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
- «Университетская библиотека ONLINE» http://www.biblioclub.ru.
Электронно-библиотечная система, обеспечивающая доступ к книгам, конспектам лекций, энциклопедиям и словарям, учебникам по различным областям научных знаний, материалам по экспресс-подготовке к экзаменам. После регистрации с компьютера университета – доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. http://elibrary.ru.
Российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. На платформе аккумулируются полные тексты и рефераты научных статей и публикаций. Доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Свободная регистрация.
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». http://window.edu.ru.
Информационная система предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных Интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. Доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
- ЭБС «Юрайт» http://www.biblio-online.ru.
Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт». Учебники и учебные пособия от ведущих научных школ. Тематика: «Бизнес. Экономика», «Гуманитарные и общественные науки», «Естественные науки», «Информатика», «Прикладные науки. Техника», «Языкознание. Иностранные языки». Доступ — после регистрации с компьютера университета с любого компьютера, подключенного к Internet.
- Профессиональная база данных «Техэксперт».
Современные, профессиональные справочные базы данных, содержащие нормативно-правовую, нормативно-техническую документацию и уникальные сервисы.
- Поисковые интернет-системы Яндекс, Rambler, Google и др.
11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Для проведения занятий лекционного и семинарского типов необходимы аудитории с меловыми или маркерными досками, достаточным количеством посадочных мест и освещенностью. Для использования медиаресурсов необходимы проектор, экран, ПЭВМ, по возможности – частичное затемнение дневного света.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся (аудитории информационного центра библиотеки) оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета.
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное освоение дисциплины предполагает посещение всех видов аудиторных занятий, выполнение плана самостоятельной работы в полном объеме и прохождение аттестации в соответствии с календарным учебным графиком.
Обучающемуся рекомендуется ознакомиться со списком основной и дополнительной литературы и при необходимости взять в библиотеке издания в твердой копии (необходимо иметь при себе читательский билет и уметь пользоваться электронным каталогом
«ИРБИС»).
Пользование информационными ресурсами расширяет возможности освоения теоретического курса, выполнения самостоятельной работы. Доступ к информационным ресурсам библиотеки и информационно-справочным системам сети Интернет организован в читальных залах библиотеки со стационарных ПЭВМ.
Для выполнения самостоятельной работы обучающемуся рекомендуется изучить теоретические сведения по темам заданий, следовать рекомендациям, изложенным в учебно-методическом пособии, предоставлять преподавателю промежуточные и окончательные результаты в процессе контактной аудиторной работы.
С целью формирования компетенций использование интерактивных методов осуществляется в рамках реализации компетентностного подхода к формированию технологии обучения по основной образовательной программе. Основные компоненты применения в процессе обучения интерактивных методов следующие:
цель – развитие самостоятельности и познавательной активности, навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств, формирование творческого экономического мышления студентов;
самостоятельная работа по освоению дисциплины осознается студентом как существенно необходимый элемент собственного развития и формирования компетенций;
применение системы интерактивных методов в различных дисциплинах позволит включить студентов в разнообразную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, поставить его в позицию активного субъекта этой деятельности.
Методические материалы по подготовке к занятиям лекционного типа
С целью обеспечения успешного усвоения знаний, умений и навыков в процессе формирования компетенций важным элементом являются занятия лекционного типа. В конспекте лекций следует четко отражать логику и последовательность лекционного материала и содержание вопросов для самостоятельного изучения.
Методические материалы по подготовке к практическим занятиям
В практических занятиях могут быть использованы различные интерактивные методы. При подготовке к вопросам, вынесенным на обсуждение занятий студентам важно выполнять индивидуальные и групповые задания, что обеспечит полноту отражения содержания на основе соответствующим образом самостоятельно проработанной информации, обоснования собственного суждения при наличии различных точек зрения на ту или иную проблему.
В случае возникновения неясных вопросов студент может получить индивидуальную консультацию преподавателя.
Выполнение контрольной работы
Контрольная работа студентов заочного обучения включает в себя теоретическую часть и практическое задание. Задание к контрольной работе представлены в оценочных материалах.
При написании контрольной работы студент должен продемонстрировать умение систематизировать и правильно излагать имеющиеся у него знания, работать со справочной литературой и источниками, раскрывать основные термины и понятия. Одним из наиболее важных моментов при написании контрольной работы является обоснование собственной точки зрения по избранной теме. Подготовка к последующей защите способствует приобретению новых знаний, формированию навыков научной работы, дискуссионной и полемической культуры. Литературу для подготовки контрольной работы можно подобрать из приведенного списка и в перечне ресурсов сети Интернет.
Контрольная работа является формой самостоятельной учебной работы студента, выполнение которой осуществляется последовательно и включает в себя следующие этапы: выбор темы, составление плана, написание теоретической части, систематизация фактического материала для практической части, оформление согласно стандартам ОмГУПС, сдача преподавателю, доработка в соответствии с замечаниями преподавателя, защита.
По структуре и содержанию контрольная работы должна включать в себя титульный лист с указанием названия университета («Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС (ОмИИТ))»), кафедры («Менеджмент, маркетинг и коммерция»), вида работы и названия темы, учебной группы и фамилии с инициалами студента, а также места (города) и года написания; лист с содержанием (планом) работы; введение; основную часть, включающую теоретическую и аналитическую составляющие; заключение; список литературы; приложения (при необходимости). План работы должен отражать структуру работы, ее основные разделы и проблематику. Оформляется контрольная работа в соответствии с СТП ОмГУПС — 1.2-2005.
Во введении (1 – 2 стр.) обосновывается актуальность исследуемой проблемы, ставятся цели и задачи работы. В теоретической части работы (5 – 8 стр.) раскрываются основные понятия, категории, закономерности исследуемой темы. В аналитической части должны быть проанализированы статистические данные по рассматриваемой проблеме. В заключении (1 – 2 стр.) должен быть сделан вывод, вытекающий из анализа проблемы, содержащегося в основной части работы. Список литературы должен содержать библиографическое описание использованной литературы.
При освоении программы дисциплины обучающемуся рекомендуется проявлять активность в процессе занятий лекционного и семинарского типа по дисциплине, проводимых в интерактивной форме. У обучающегося формируется логическое мышление, навыки принятия решений. При обсуждении происходят групповые дискуссии, анализируются ситуации, осуществляются иные технологии сотрудничества, в процессе которых формируются навыки командной работы, межличностной коммуникации, лидерские качества.
Автор(ы) рабочей программы:
Беляева Елена Рудольфовна, доцент, |
||
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание
(при наличии) |
(подпись / дата) |
13. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ
В 2018 г.
Автор(ы) изменений и дополнений:
|
||
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание (при наличии) | (подпись / дата) |
В 2019 г.
Автор(ы) изменений и дополнений:
|
||
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание (при наличии) | (подпись / дата) |
В 2020 г.
Автор(ы) изменений и дополнений:
|
||
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание (при наличии) | (подпись / дата) |
В 2021 г.
Автор(ы) изменений и дополнений:
|
||
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание (при наличии) | (подпись / дата) |
Приложение (обязательное)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (ОмГУПС (ОмИИТ))
Кафедра: «Менеджмент, маркетинг и коммерция»
(наименование кафедры)
Автор(ы): Беляева Елена Рудольфовна, доцент, канд. экон. наук, доцент
(Ф. И. О. полностью, должность, ученая степень, ученое звание)
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Б1.Б.23 «Менеджмент финансов»
(индекс и название дисциплины из учебного плана)
Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент
(код, наименование направления подготовки / специальности)
Направленность (профиль): «Менеджмент организации» |
Образовательная программа: программа прикладного бакалавриата |
Год начала подготовки (по учебному плану): 2014 |
Квалификация выпускника: бакалавр |
Форма обучения: заочная |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Оценивание и контроль освоения компетенций осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, которые проводятся в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения», обучающихся по программам высшего образования.
2. ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Паспорт оценочных материалов по дисциплине представлен в сводной таблице 1.
Таблица 1
Коды и формулировки компетенций:
ОПК-5. Владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем. ПК-4. Умение применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации. ПК-14. Умение применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета. |
|||||
Этапы освоения компетенции | Индикаторы достижения компетенций |
Показатели оценивания
результатов обучения |
Средства достижения результатов обучения |
Шкала
оценивания результатов обучения |
Наименование оценочных материалов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I
(освоение знаний и умений) |
Знания:
понятий, определений, терминов (понятийный аппарат курса); порядка составления главных форм финансовой отчетности; типов дивидендной политики; классификации инвестиционных проектов (ОПК-5); понятий, определений, терминов инвестиционной политики; типов инвестиционной политики (ПК-4); понятий, определений, терминов принятия управленческих решений (ПК-14). |
Освоение теоретического курса | Выполнение контрольной работы | Отметка «зачтено / не зачтено» |
Вопросы к защите контрольной работы |
Умения:
сопоставлять и анализировать показатели всех форм финансовой отчетности; разрабатывать методики проведения исследований финансового управления; определять влияние результатов управленческих решений на структуру и стоимость капитала; проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании (ОПК-5); разрабатывать методики проведения исследований инвестиционной политики. (ПК-4); применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации. (ПК-14). |
|||||
II
(освоение навыков) |
Навыки:
владения методами экономической диагностики эффективности управления финансами; финансового планирования (ОПК-5); владения методами экономической диагностики эффективности инвестиционной политики (ПК-4); владения методами принятия управленческих решений и экономической диагностики эффективности управления финансами. (ПК-14). |
Работа на практических занятиях | Выполнение практических работ | Отметка «зачтено / не зачтено» |
Контрольные вопросы и задания |
Промежуточная аттестация ( экзамен) | В соответствии с таблицей 2 раздела 2 | Материалы для оценки результатов промежуточной аттестации |
Описание шкалы оценивания достижения компетенций по дисциплине приведено в таблице 2.
Таблица 2
Уровень освоения компетенции |
Отметка по 100-балльной шкале
(текущий контроль успеваемости) |
Отметка по пятибалльной системе
(промежуточная аттестация)* |
Описание | ||
высокий | 93 – 100 | «отлично» | «зачтено» | «зачтено (отлично)» | Обучающийся обнаружил всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, обучающийся проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании материала |
базовый | 76 – 92 | «хорошо» | «зачтено» | «зачтено (хорошо)» | Обучающийся обнаружил полное знание учебного материала, успешно выполняет предусмотренные в программе задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе |
пороговый | 60 – 75 | «удовлет-ворительно» | «зачтено» | «зачтено (удовлетворительно)» | Обучающийся обнаружил знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляется с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, знаком с основной литературой, рекомендованной программой, допустил погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладает необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя |
– | 0 – 59 | «неудов-летвори-тельно» | «не зачтено» | «не зачтено (неудовлет-ворительно)» | Обучающийся обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий, не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательной организации без дополнительных занятий |
*форма промежуточной аттестации в семестре определяется в соответствии с таблицей
п. 4.2 рабочей программы дисциплины.
3. ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ)
ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
3.1. Материалы для оценки результатов Этапа I освоения компетенций
Примерные темы контрольных работ
- Операционный рычаг.
- Использование простых и сложных ставок ссудных процентов в финансовых вычислениях.
- Коэффициенты наращения и дисконтирования аннуитетов.
- Бухгалтерский и аналитический баланс. Долгосрочная финансовая политика. Средневзвешенная стоимость капитала.
- Использование простых и сложных учетных ставок в финансовых вычислениях.
- Эквивалентность процентных ставок различного типа.
- Учет инфляционного обесценения денег в принятии финансового решения.
- Виды денежных потоков. Аннуитеты.
- Оценка денежного потока с неравными поступлениями. Поток (аннуитет) постнумерандо.
- Оценка денежного потока с неравными поступлениями. Поток (аннуитет) пренумерандо.
- Конверсия аннуитетов. Модель оценки доходности финансовых активов.
- Эффект финансового рычага. Рациональная заемная политика.
- Поведение переменных и постоянных затрат при изменении экономической активности организации
3.1.1. Примеры тестовых заданий
Автором экономической концепции, согласно которой рыночная стоимость организации и стоимость капитала не зависят от структуры капитала, является …
- Ф. Модильяни
- М. Гордон
- Г. Маркович
- Э. Альтман
Финансовые отношения включают денежные отношения:
- уплата страховых взносов по страхованию жизни
- использование оборотных средств в краткосрочных активах
- предоставление ссуды бюджету субъекту федерации;
- уплата налогов в бюджет;
- оплата предприятием товаров и услуг в безналичной форме
Трактовка финансов как экономической категории соответствует:
— началу ХХ века
— концу 20-х годов ХХ века
середине 40-х годов ХХ века
— концу 70-х годов ХХ века
Функциональные элементы управления финансами:
— органы управления финансами
— финансовые ресурсы
финансовое планирование
оперативное управление
— стратегическое управление
финансовый контроль
Объектами в системе управления финансами являются …
разнообразные виды финансовых отношений
финансовый аппарат
— финансовое планирование
— финансовый контроль
— стратегическое управление
3.2. Материалы для оценки результатов Этапа II освоения компетенций
3.2.1. Типовые контрольные вопросы и задания
Практическое занятие № 1. Понятийный аппарат и научные инструменты финансового менеджмента
Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений об основных понятиях и целях финансового менеджмента.
При подготовке к семинару следует обратить внимание на место менеджмента финансов в системе управления организацией. Разобрать причины возникновения интереса к финансовому менеджменту, такие как бурное развитие разнообразных экономических связей, становление нового типа экономической системы общества, смена форм собственности, хозяйственного законодательства и др.
Для эффективной работы на семинаре нужно понять, что анализ финансовой отчетности и расчет финансовых коэффициентов позволяют оценить финансовое состояние предприятия и сделать прогноз его развития на будущее. Следует подготовиться для группового обсуждения вопросов: приемы анализа финансовой отчетности; финансовые коэффициенты; показатели ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости (деловой активности), рентабельности; взаимосвязь финансовых показателей; формула Дюпона; оценка денежного потока; экспресс-анализ финансового состояния; оценка кредитоспособности; математическая модель, измеряющая степень риска банкротства отдельной компании
3.3. Материалы для оценки результатов промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация производится в форме устного экзамена по билетам, составленным из следующих вопросов.
- Финансовый менеджмент как система управления. Объект и субъект управления в ФМ.
- Цели ФМ. Управленческие теории в ФМ.
- Структура финансовой системы. Финансовый механизм.
- Финансовые ресурсы как объект управления. Методы управления финансами. Финансовые инструменты. Базовые концепции ФМ.
- Сферы финансовых отношений. Участники финансовых рынков.
- Учет и отчетность – информационная основа финансового менеджмента. САФО.
- Анализ и планирование в системе финансового менеджмента.
- Логика финансовых операций в рыночной экономике. Операции наращения и дисконтирования. Приведенная стоимость.
- Процентные ставки и методы их начисления. Понятие простого и сложного процента.
- Использование простых и сложных ставок ссудных процентов в финансовых вычислениях.
- Использование простых и сложных учетных ставок в финансовых вычислениях.
- Эквивалентность процентных ставок различного типа.
- Учет инфляционного обесценения денег в принятии финансового решения.
- Виды денежных потоков. Аннуитеты.
- Оценка денежного потока с неравными поступлениями. Поток (аннуитет) постнумерандо.
- Оценка денежного потока с неравными поступлениями. Поток (аннуитет) пренумерандо.
- Конверсия аннуитетов.
- Коэффициенты наращения и дисконтирования аннуитетов.
- Бухгалтерский и аналитический баланс. Долгосрочная финансовая политика. Средневзвешенная стоимость капитала.
- Модель оценки доходности финансовых активов.
- Эффект финансового рычага. Рациональная заемная политика.
- Поведение переменных и постоянных затрат при изменении экономической активности организации
- Операционный рычаг.
- Маржинальный доход как инструмент оценки финансовых результатов.
- Расчет порога рентабельности и «запаса финансовой прочности» предприятия.
- Инвестиционный проект. Инвестиционная стратегия предприятия. Инвестиционный анализ. Методы коммерческой оценки инвестиционного проекта.
- Стратегия и тактика ФМ. Финансовое планирование и прогнозирование.
- Разработка финансовой политики предприятия. Принципы организации финансового контроля.
- Управление собственным капиталом. Влияние политики реинвестирования.
- Теории дивидендной политики.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
4.1. Методическое описание процедуры оценивания контрольной работы
Контрольная работа выполняется обучающимися самостоятельно по методикам, изложенным в учебно-методическом обеспечении.
Контрольные работы подлежат рецензированию и зачтению после исправлений (при наличии). Обучающийся отвечает на предложенные преподавателем контрольные вопросы (2 – 3 вопроса) устно. Преподаватель оценивает следующие критерии: правильность выполнения заданий контрольной работы, соответствие оформления пояснительной записки стандартам предприятия, ответы на контрольные вопросы.
4.2. Методическое описание процедуры оценивания практических работ
По результатам выполнения практической работы обучающийся формирует отчет с результатами самостоятельной работы и передает его на проверку преподавателю. При отсутствии у преподавателя замечаний работа подлежит зачтению. Преподаватель оценивает следующие критерии: корректность выполнения работы, соответствие результата моделирования теоретическим исследованиям, ответы на контрольные вопросы.
4.3. Методическое описание процедуры оценивания самостоятельной работы
Оценивание самостоятельной работы выполняется в часы занятий семинарского типа в форме поэтапного рецензирования оформленной пояснительной записки и принятия устной защиты.
Преподаватель оценивает следующие критерии: корректность выполнения работы, соответствие оформления текстовой и графической частей требованиям стандарта предприятия, ответы на контрольные вопросы.
4.5. Методическое описание процедуры оценивания результатов
промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине производится в форме устного экзамена по расписанию экзаменационной сессии. Вопросы к экзамену доводятся до сведения обучающихся заранее. Билет содержит два теоретических вопроса. Учебниками, пособиями, средствами связи и электронными ресурсами на любых носителях запрещено. Оценивание по пятибалльной системе производится в соответствии с таблицей 2 раздела 2 данных оценочных и методических материалов.