Люстры из веницианского стекла

Все это великолепие подвешивалось на длинных цепях к потолку и отлично сочеталось с входившими тогда в элитный обиход лепниной и зеркалами. Еще солиднее выглядели венецианские люстры из хрусталя. Их грациозные кружева из хрустальных подвесок, гирлянд и бус приходили в звонкий трепет от малейшего сквозняка и очарованно переливались в пламени свечей всеми цветами радуги. Вес таких люстр нередко доходил до 200-300 килограммов, а стоимость измерялась просто фантастическими суммами. Украшало хрустальное чудо, как правило, соответствующих размеров гостиные и бальные залы. Каждый знатный вельможа в Европе считал своим долгом украсить родовой замок или особняк венецианской люстрой. Монополия муранского стеклоделия была нарушена только в XVII веке, когда в Богемии впервые был получен искусственный граненый хрусталь. Родиной стеклянных люстр считается Венеция, где люстры производили методом лепки из остывающей массы стекла. Венецианская (муранская) люстра из стекла обычно собрана из пучка стеблей, свободно “растущих” вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры являлись типичными произведениями барокко.
На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные. Хрусталь искусственный, т. е. стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVII веке. С 1700 года на богемских заводах производили люстры и зеркала. В полном смысле этого слова хрусталь появился в Англии, когда Дж. Рейвенскрофт в поисках способов имитации бриллиантов стеклом, пытаясь улучшить оптические свойства «лесного стекла» (богемского), попробовал добавить к нему окись свинца. Такое стекло стало на удивление твердым, звонким и прозрачным. Люстры с хрусталем (стеклянным хрусталем) тоже можно отнести к категории – люстры из стекла.
В России люстры из стекла появились в XVII веке, когда зародилась русская стеклянная промышленность и на заводе в селе Измайлово стали изготавливать стеклянные светильники, форма которых была заимствована у паникадил 16-17 веков.
Особое направление дизайна — использование для изготовления светильников цветного хрусталя и стекла. Люстры из цветного стекла и с золотистыми, синими, зелеными, фиолетовыми подвесками смотрятся весьма оригинально и современно. Существуют две принципиально разные технологии получения цветного хрусталя. Первая, естественная, заключается в химическом окрашивании стекломассы на стадии производства путем добавления в нее окисей разных металлов. Вторая, искусственная, — это пленочные покрытия, наклеиваемые на поверхность хрусталя. Два этих метода дают совершенно разный визуальный эффект, который не стоит сравнивать или сопоставлять. В первом случае цвет и свет получаются более чистыми, во втором — броскими, блестящими, как серпантин. Кроме хрусталя в декоре люстр часто использовалось цветное стекло. Оно было изобретено гораздо раньше хрусталя, еще в Древнем Египте и Греции, а затем через Византию распространилось по всей Европе. Для придания цвета стекломассе в нее добавляли окиси металлов: железа — для получения голубовато-зеленого или желтого оттенка, марганца — для желтого и коричневого. Хром придавал стеклу травянисто-зеленый цвет, кобальт — синий, медь — красный. В России тонированное художественное стекло появилось благодаря опытам М.В. Ломоносова. В 70-80-е годы XVIII века при изготовлении люстр использовалось голубое и розовое стекло, несколькими десятилетиями позже — изумрудно-зеленое и рубиновое.