Логические основания догмы римского права

Догма — основное положение какого-либо учения, принимаемое в рамках данного учения истинным без требования доказательства.

Догма правапонятие юридической науки, означающее, 1. всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики, 2. деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявлению его основных принципов.

Догма – положения, постулаты, принятые без обоснования в качестве оснований естественного устройства порядка вещей, определенным способом рационализированные. Юридическая догма – фундаментальная юридическая традиция, сфера и область профессионального мышления. Образование юристов построено по догматическому принципу – не объясняются и не проблематизируются основания, принципы тех или иных категорий. В профессиональной деятельности юристы работают в рамках юридических конструкций, которые не имеют никакого отношения к основаниям, мышлению и т.д.

В ходе исторического развития частного права, человечеством был сформирован и другой, важнейший, но игнорируемым в современности подавляющим большинством российских ученых способ изучения римского права, — догматический, и представляющий собой юридическую науку. Первоначально он представлял собой только догматический способ изучения римских правовых древностей. Основания разграничения между историческим и догматическим способами таковы, что при историческом изучении исследуется последовательная смена правовых институтов во времени в зависимости от изменяющихся условий жизни данной общественной среды, а при догматическом — анализируются эти же правовые институты в том виде, в каком они представляются при данных условиях места и времени.

Вообще же, «догма или догмат значит учение несомненное, истинное. Есть, например, богословская догматика, содержащая несомненные истины вероучения, от которых не должны уклоняться верующие. В том же смысле и юридическая догматика ведет речь о твердо сложившихся правоучениях, которых должна держаться юридическая практика»- считал русский ученый В.В. Ефимов.

Учение о догме права в юриспруденции принято именовать доктриной права. «Доктрина права»— это собирательное понятие для обозначения всей совокупности юридико-научных трактовок и суждений о позитивном праве, составляющих основы догмы права. С помощью такого способа анализируются те же правовые институты в застывшем виде, без учета особенности определенного места и времени. Догматический метод как метод толкования права применяется для познания содержания права как нормативного явления, для познания содержания права как нормы. Догма права — исследование действующего права в интересах применения его на практике

Догма римского права рассматривает исключительно имущественные отношения, возникающие в любом обществе вне зависимости от идеологии, религии, классовости и других факторов. Она, основываясь на определенных исторических началах, определяет состояние современного частного права и помогает определить возможные изменения в частном праве различных государств, т.е. определяет цивилистическое направление.

Догма римского права формируется в результате естественного процесса типизации результатов юридической практики в процессе разрешения правовых ситуаций в судах. Это – отрефлектированный и структурированный правовой опыт, основанный на разнообразных жизненных ситуациях, разрешенных на основе логической системы Аристотеля в «аподиктической» интерпретации стоиков. По содержанию выражается в комплексах точных юридических конструкций, сформированных на основе логически выверенных терминов и необходимых для организации общественной жизни по инженерному принципу. Может быть рассмотрена как реализованное мировоззрение римской интеллектуальной элиты, в основе которого философия стоицизма, логика Аристотеля, инженерное восприятие права и особый тип менталитета, для которого право – есть служение истине и справедливости: «должен – значит можешь!».