Культурно-исторические условия становления догматической юриспруденции

Догма правапонятие юридической науки, означающее, 1. всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики, 2. деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявлению его основных принципов.

По справедливому утверждению Б.А. Кистяковского, догматическая юриспруденция использует описательные методы, применяемые для познания материала положительного права. Ее цель – установить классификации, родовые и видовые отличия различных правовых институтов, позволяющие их безошибочно распознавать.

Социокультурные, идейно-ценностные основания континентальной юридической догматики сформированы в эпоху высокого средневековья. Социокультурным основанием континентальной юридической догматики выступила схоластика, для которой абстракции более действительны, чем конкретно-эмпирические явления: именно поэтому глоссаторы и постглоссаторы изучают право ex libris и воспринимают regulae juris римских юристов в качестве универсальных максим, выступающих критерием не только истины, но и справедливости.

Начальной точкой эволюции континентальной догматической юриспруденции выступает средневековая школа глоссаторов. Философское основание континентальной юридической догматики было сформировано схоластикой. Процесс эволюции догматической юриспруденции может быть разеделен на три основных этапа. Первый, средневековый, представлен академическими школами глоссаторов и комментаторов (постглоссаторов). Второй период характеризуется созданием культурной и философской основ догматической традиции, которые сложились благодаря гуманистической школе юристов и школе естественного права. Третий период представлен исторической школой права и «юриспруденцией понятий», которые завершили развитие догматической юриспруденции.

Вся догматическая традиция имеет метафизические основания, которые и сформировали стиль мышления юриста-догматика, при котором социальные явления подводятся под диспозицию нормы, определяющей, что в ситуации является юридическим фактом, а что – индифферентной для догматического анализа акциденцией. Действительность правового текста для основателей континентальной юридической догматики заключалась не во властном установлении политического суверена, а во внутренней истинности содержания Corpus Juris, которое и позволяло разрешать политические конфликты между императором, папскими легатами и представителями средневековых городов. Вполне справедливо Г.Дж. Берман пишет о том, что до XVIII столетия в доктринальной юриспруденции не было разделения и абсолютизации нравственной, политической и исторической перспектив в исследовании права, в религиозном сознании они были объединены фигурой Бога. Те авторитетные тексты, которые исследовали первые поколения глоссаторов конца XI – середины XII вв., заложившие основу континентальной догматики, не являлись в строгом смысле слова политически установленным, позитивным правом

Догматическая юриспруденция сформировала фундамент романо-германской правовой традиции: систему характерных юридических понятий и конструкций, структуру положительного права, иерархию формальных источников права, основу доктринального и профессионального правосознания романо-германских юристов, без которых невозможно утверждать о самостоятельности юриспруденции как исследовательской и практической деятельности. Именно догматическая юриспруденция формирует традицию профессионального юридического мышления, задает своеобразие его «единиц» и формирует то, что принято называть собственной логикой права. Юридико-догматический подход, несмотря на свою традиционность, не всегда оставался неизменным, он эволюционировал вместе с развитием философской рефлексии и научного видения правовых проблем. Первые редакции юридической догматики, формирующейся на основе диалектики, становятся известны правовой науке в связи с деятельностью глоссаторов XI – XII вв. Позднее, в Новое время, философско-методологическая основа глоссаторов получит название схоластики. Впервые диалектику к праву стали применять еще римские юристы. Однако, «используя в основном прием деления на роды и виды, римские юристы стремились упорядочить материал цивильного права с единственной и главной целью решить конкретные правовые споры». Диалектика, применяемая глоссаторами, была направлена главным образом на создание системы понятий и установление соотношения между ними. Выведение понятий из полного противоречий обширного, но замкнутого круга источников становилось возможным посредством «примирения противоположностей».