Коррекционно-педагогическая работа при закрытой ринолалии.

 Ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

 Задачи кор. работы 1.нормализация ротового выдоха, выраб. длит. ротовой воздушной струи, активизация деят-ти артикуляц. аппарата; 2.выработка правильной артикуляции всех звуков; 3.устранение назального оттенка голоса; 4.восп-е навыков дифференциации звуков; 5.нормализация просодич. стороны речи; 6.автоматиз. получ. речевых навыков в общении; 7.систематич. упр-я по коррекции фонематич. воспр; 8.формир-е морфологич. обобщений; 9.преод-е дисграфии; 10.овл-е синтаксическими обобщ-ми; 11.формирование связной речи

 Кор. задачи зависят от того, проведена ли операция по закрытию расщелины.

 До операции: освобожд. лицевых мышц от компенсаторных движ-й; подгот. правильно произнош. гласн.; подг-ка прав-й артикуляции доступных согласных.

 После операции: развитие подвижности мягкого неба; устранение дефектов звукопроизношения (уклады); преодоление назального оттенка голоса: массаж мягкого неба; гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки; артикуляционная гимнастика; голосовые упражнения; дыхательные упражнения.

 1. Массаж мягкого неба (для разминания рубцовой ткани). Зонд для звука С: поглаживание вперед-назад твердого неба (растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба в поперечном направлении; массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо; точечный и толчкообразный пальцевой массаж (продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес).

 2. Гимн. мягкого неба и задней стенки глотки: глотание воды маленькими порциями (наибольшее поднятие мягкого неба); позевывание; полоскание горла теплой водой маленькими порциями; утрированное произнесение гласных звуков высоким голосом – увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок голоса.

 3. Артикуляционная гимнастика: аля щек и губ: надувание обеих щек одновременно и попеременно; втягивание щек в ротовую полость; сосание; втягивание губ; вытягивание губ (свист) и поднимание – опускание сжатых губ; вибрация губ; удерживание губами карандаша; б)для языка: высовывание языка лопатой, иголочкой; поворачивание высунутого языка влево—вправо; поднимание – опускание кончика языка; присасывание; «хоботок» — «желобок» — «чашечка»; «жало» — «чашечка» — язык вверх (комплекс)

 4. Голосовые упражнения. А, О, У, Э: артикулирование без голоса; громкое произнесение А АА ААА с увеличением повторений; отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ; произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое положение мягкого неба) А- — — — — Э — — — — — -У

 5. Дыхательные упражнения: вдох и выдох носом; вдох и выдох ртом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом и т.д.

 Используется контроль утечки воздуха через нос: с помощью зеркала, полоски тонкой бумаги, ватки.

 Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный контроль над направлением воздушной струи.

 Источник: Волкова. Логопедия

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *