Классы герметичности запорной арматуры

Основное назначение запорной арматуры — обеспечение герметичности, как  и по отношению к внешней  среде (сальник, соединения корпу­са с крышкой и с трубопроводом). Наиболее важное значение имеет герме­тичность в затворе, так как пропуск через другие соединения во внешнюю среду обычно легко обнаружить и ликвидировать, например подтягиванием болтов. Пропуск в затворе при эксплуатации даже сложно зафиксировать, а для устранения его требуются обычно демонтаж арматуры из трубопровода, разборка и притирка уплотнения. В то же время именно пропуск в затворе может оказывать решающее влияние на ход технологического процесса. В связи с этим герметичность затвора нормирована ГОСТ 9544-60 и ее проверяют специальными испытаниями. Методику испытаний на герметичность устанавливают техническими условиями на изготовление арматуры. Требо­вания к герметичности затвора арматуры определяются свойствами того тех­нологического процесса, который арматура обслуживает, и должны быть эко­номически обоснованы и оптимальны.

Испытание на прочность и плотность материала задвижки в сборе проводится при открытом затворе и заглушенных патрубках давлением Рпрпр+1,5РN, где РN – давление номинальное). Испытания на прочность и плотность проводятся при постоянном давлении в течении времени, необходимого для осмотра задвижки. Пропуск среды и потение сквозь металл и сварные швы не допускаются.

Испытание арматуры на герметичность  затвора проводится в соответствии с табл.13.16 и требованиями ГОСТ 9544.

Минимальная продолжительность испытаний на герметичность затвора приведена в табл. 13.17.

Максимально допустимые значения протечек в затворе по классам герметичности указаны в табл. 13.18.

 

Таблица 13.16

 

Испытание затвора на герметичность

Номинальный размер (условный проход)DN, мм Номинальное давление PN, МПа (кгс/см2) Параметр испытания затвора на герметичность
DN≤80 PN≤0.1 (1) Вода – давлением 1,1 PN или воздух – давлением 0,6÷0,05 МПа.

Вода – давлением 1,1 PN

DN≥100

DN≤200

PN≥5.0 (50)

PN≤6.3(63)

DN≥250 PN≥0.1 (1)

 

 

 

 

Таблица 13.17

 

Минимальная продолжительность испытаний на герметичность затвора

Номинальный размер DN, мм Минимальная продолжительность испытаний, с
Уплотнение «металл по металлу» Неметаллическое уплотнение
DN≥50 15 15
65≤DN≤200 30 15
25≤DN≤400 60 30
DN≤500 120 60

 

Таблица 13.18

 

Максимально допустимые протечки (в см2/мин) в затворе при различных испытательных средах

Испытательная среда Класс герметичности
А В С D
Вода Нет видимых протечек 0,0006 DN 0,0018 DN 0,006 DN
Воздух Истечение отсутствует 0,018 DN 0,18 DN 1,8 DN

Примечания:

  1. При определении протечек номинальный диаметр DN принимается в миллиметрах.
  2. Значения протечек соответствует случаю истечения в атмосферу.
  3. Класс герметичности для запорной арматуры указан в ТУ и паспорте на конкретный вид арматуры.
  4. Испытательная среда выбирается в зависимости от назначения арматуры.
  5. Температура испытательной среды – от 5 до 400С.
  6. Погрешность измерения протечек не должна превышать:

±0,01 cм3/мин – для протечек менее 0,1 см3/мин.

±0,5 % – для протечек более 0,1 см3/мин.

Сбор протечек осуществляется шприцем, измерение величины протечек – мензуркой (ГОСТ 1770) с ценой деления 0,1 cм3 .

 

Испытание арматуры на герметичность по отношению  к внешней среде проводится давлением 1,1 PN в течение времени, необходимого для осмотра уплотнений и соединений. Проверяется герметичность верхнего уплотнения крышки – шпиндель при ослабленных креплениях сальникового уплотнения  и полностью поднятом шпинделе задвижки. Проверяется герметичность сальникового уплотнения и прокладки между крышкой и корпусом. Протечки среды не допускаются. Метод контроля – визуальный.

Испытание на работоспособность арматуры осуществляется включением электропривода на три полных цикла «открыто-закрыто».

Подвижные детали должны перемещаться без рывков, заеданий и заклинивания. Проверяется ручное управление задвижкой вращением штурвала в обе стороны.

В закрытом состоянии задвижка подвергается перепаду давления, величина которого устанавливается согласно инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. Также проверяются плавный ход движения затвора  задвижки, работа электропривода  с дистанционным и местным  управлением, путевые выключатели на отключение электродвигателя при достижении запорным органом арматуры крайних положений, настраиваются моментные выключатели – на отключение электродвигателя при достижении электроприводом арматуры предельного значения крутящего момента при заедании запорного органа или подвижных частей арматуры. При этом контролируются время действия и величина тока электропривода, которые должны находится  в пределах номинальных значений.

При нормальной работе запорно-регулирующего органа крутящий момент Мкр не должен отклонятся от номинального более чем на 10%.

Определение значения Мкр осуществляется измерением величины тока электропривода. Номинальному значению  Мкр  соответствует номинальное значение силы тока электродвигателя.

Изменение величины силы тока электропривода от номинального значения свидетельствует о неисправности электропривода или элементов задвижки, приводящих затвор в движение.

Повышение силы тока свидетельствует о неисправности запорно-регулирующего органа.

Уменьшение силы тока свидетельствует о неисправности электродвигателя или системы электроснабжения и коммутации.

Изменение силы тока на 10%  от номинального считается критическим.

На действующих магистральных нефтепроводах арматура также подвергается испытаниям на прочность и плотность материалов и сварных швов, герметичность по отношению к внешней среде, герметичность затвора и работоспособность. Проведение испытания арматуры совмещается по срокам с испытанием нефтепроводов или осуществляется после выполнения капитального ремонта нефтепровода.

Режим испытания и испытательные давления устанавливаются в зависимости от срока,  параметров эксплуатации нефтепроводов согласно нормативным документам, регламентирующим проведение испытаний на действующих нефтепроводах.