Классическая люстра

Понятие «Классическая люстра» тоже связано с определенными историческими периодами и развитием различных стилей. Появлению люстр мы обязаны эпохе раннего Возрождения. С этого момента можно считать, что появились первые классические люстры, первая отправная конструктивная классическая форма, от которой шло дальнейшее развитие форм, конструкций, убранства подвесных потолочных светильников.
Классическими люстрами можно считать люстры из лепного стекла, которые изготавливались, начиная с XIV века на острове Мурано, недалеко от Венеции. Венецианские люстры с их изысканными стеклянными стеблями, листьями, цветами и ниспадающими гирляндами прославились на весь мир. Классическими люстрами являются хрустальные люстры получившие распространение с середины XVII века в западной Европе. В то время люстры украшали подвесками из горного хрусталя, обработанного наподобие драгоценных камней. С начала XVIII столетия в Богемии и Франции дорогой горный хрусталь стали имитировать искусственным хрусталем, тогда же сформировался и новый тип классической люстры, состоящей из центрального штока (стержня) и нескольких ярусов кронштейнов с подсвечниками и подвесками. К 1730 -м годам в Западной Европе получила распространение конструкция люстр, называемая «en lire» — т. е. в форме лиры. Этот тип прижился в России уже в середине XVIII века — в эпоху императрицы Елизаветы Петровны — и был распространен вплоть до конца 1770-х годов, и соответственно был, классическим для того времени. Художественные решения хрустальных люстр менялись под воздействием популярных в ту или иную эпоху архитектурных стилей. Подвесные светильники второй половины XVIII столетия отличала воздушность, а ниспадающие хрустальные подвески не скрывали металлический каркас. В середине XIX века в Англии появился новый тип люстры — каскадный, с удлиненными подвесками призматической формы. В России в то же время вошли в моду светильники с обилием хрустальных элементов, создававших плотную завесу: прилегающие друг к другу гирлянды внизу соединялись вместе, образуя массивную чашу.
Со временем менялась форма люстры, применялись все новые материалы для ее изготовления. Над формами и технологиями продолжали работать волшебные стеклодувы Мурано; каталонские и флорентийские кузнецы; виртуозные керамисты Мейсена и Севра, спрятавшие саму конструкцию в пышном букете цветов, плодов, гирлянд из полихромного фарфора; искусные французские мастера при дворах королей, надевшие на металлический каркас листья, розетки и звезды граненого хрусталя и стекла, а также производящие люстры с исключительным качеством бронзового литья и богатством орнаментального декора. Светильники, произведенные этими мастерами, тоже, безусловно, считаются «классикой».