К регулирующим устройствамотносятся:

  • сменные штуцерыи вентили для изменения дросселированием расхода пластовой жидкости или газа.

В зависимости от схемы фонтанной арматуры или манифольда число запорных устройств в елке и трубной головке может составлять 10…12, а в манифольде — 15…20 задвижек или кранов.

Аналогичные запорные устройства используются в арматуре газлифтных и нагнетательных скважин.

Запорные устройства — задвижки и краны применяемых в:

1) фонтанной арматуре типов широко используются в оборудовании почти для всех технологических процессов и операций при добыче нефти и газа, а в несколько измененном виде и при бурении скважин.

2) противовыбросовом оборудовании,

3) манифольде буровых насосов,

4) оборудовании для гидроразрыва пласта, для кислотной обработки

5) во всех промывочных агрегатах,

6) нефтегазопромысловых коммуникациях и сооружениях для сбора, разделения, транспорта пластовой жидкости, нефти и газа, для закачки воды и газа в пласт.

Значительная часть этих запорных устройств применяется в оборудовании для первичной переработки нефти и газа и их транспортировки.

Клиновая задвижка(рис. 4.9) наиболее простая, но имеет существенные недостатки:

  • в открытом положении клин 7 поднят выше проходного отверстия, иуплотняющие поверхности клина и кольцав корпусе практически омываются потоком смеси, идущей из скважины.

При этом:

1) идет коррозия и эрозия мест уплотнения.

2) открытая полость задвижки представляет собой местное сопротивление с расширением.

3) образуются вихри и создаются условия для выпадения солей и механических примесей.

Прямоточная задвижка(рис. 4.10) в закрытом и открытом состоянии (в последнем состоянии отверстие устанавливается по оси канала корпуса) имеет уплотняющие поверхности закрытыми. Две половинки плашки 10 разжимаются пружинами и прижимаются к корпусу.

Канал не изменяет своего диаметра. Задвижка заполнена густым маслом, а полости 7 — смазкой, которая поступает к местам уплотнения плашек под давлением среды, передаваемым через поршни 6.

Пробковый кран(рис. 4.11) состоит из:

  • корпуса 1,
  • конической пробки 2,
  • крышки3,через которую проходит регулировочный винт
  • регулировочный винт 4, позволяющий регулировать рабочий зазор между уплотнительными поверхностями корпуса пробки.
  • уплотнение регулировочного винта осуществляется манжетами 5,

поджатие которых производится грундбуксой.

Управление краном осуществляется путем поворота пробки 2 (через шпиндель 7 и кулачковую муфту 6) рукояткой до ее упора (рукоятки) в выступы горловины корпуса.

Для поворота пробки крана рукоятку при необходимости наращивают рукояткой 406 — ЗИП — 4, поставляемой с арматурой. Шпиндель уплотняется манжетами, которые поджимаются грундбуксой.

Для отжатия заклиненной пробки и подачи смазки в шпинделе 7

крана предусмотрено устройство, состоящее из толкателя и втулки

(уплотняемой двумя кольцами из маслобензостойкой резины) с вмонтированным в нее обратным клапаном 10. Отжатие заклиненной пробки осуществляется вращением толкателя

Осевое усилие на пробку передается через втулку. Кран работает только со смазкой.

Смазка выполняет следующие функции:

  • обеспечивает герметичность затворакрана;
  • облегчает поворот пробки, создавая постоянную прослойку между уплотнительными поверхностями корпусаи пробки;
  • предохраняет уплотнительные поверхности от коррозии и износа;
  • предохраняет кран от заедания и заклинивания.

С целью повышения коррозийной стойкости пробка крана подвергается сульфацианированию.

Кран смазывается через 40-50 циклов работы смазкой ЛЗ-162 или через150-180 циклов смазкой ≪Арматол- 238≫.

 

Регулируемые штуцеры(рис. 4.13) позволяют бесступенчато регулировать

давление на выкиде фонтанной скважины за счет осевого

перемещения шпинделя штуцера с насадкой, входящей в гнездо.

 

Из-за переменного профиля насадки площадь кольцевого отверстия

между гнездом и насадкой при перемещении шпинделя меняется

в пределах от 3 до 35 мм, что и позволяет регулировать расход жидкости

или газа. Штуцер рассчитан на рабочее давление до 70 МПа.

Масса штуцера около 80 кг.

Для облегчения управления штуцерами и для возможности телеуправления

они оснащаются приводом.

При агрессивных средах и больших расходах жидкости или газа

насадка шпинделя и гнездо штуцера быстро изнашиваются. Для повышения

износостойкости этих деталей они изготавливаются из специальных

композитных материалов. Однако и это не исключает необходимости

в частых сменах регулируемого штуцера. Поэтому

в подобных условиях применяются сменные, втулочные штуцеры

с разными диаметрами отверстий, которые при износе поверхности

отверстия снимаются с фонтанной арматуры и заменяются новыми.

Смена обычного втулочного штуцера трудоемка и длительна. Для

облегчения и ускорения этой операции применяются быстросменные

штуцеры (рис. 4.14). За счет использования сменных втулок с отверстиями

диаметром 5, 8, 10, 15, 20, 25, 30 мм и возможности их быстрой

смены можно ступенчато регулировать расход жидкости или газа.

Штуцер рассчитан на рабочее давление 70 МПа.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *