Источники формирования централизованных финансовых ресурсов
Основные источники формирования централизованных финансовых ресурсов:
►прибыль
►государственный бюджет
►ссудный капитал
►налоги
►денежные доходы и сбережения населения
►страхование
Основным источником формирования финансовых ресурсов является прибыль. Прибыль представляет собой основной финансовой результат деятельности хозяйствующего субъекта. Достижение максимальной прибыли является основной целью любого субъекта хозяйствования.
Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности является балансовая прибыль, которая включает в себя прибыль от реализации продукции/работ/ услуг; прибыль от реализации имущества и прочей реализации; сальдо внереализационных доходов и расходов; сальдо операционных доходов и расходов.
Прибыль исчисляется как разница между валовой суммой выручки и затратами субъекта.
Основные факторы, влияющие на величину полученной прибыли:
— цена реализации продукции/работ/услуг;
— рост объемов производства продукции;
— внедрение новых технологий;
— изменение структуры и ассортимента продукции;
— относительное сокращение амортизационных отчислений;
— отраслевые и природные факторы;
— увеличение или уменьшение прибыли от реализации имущества и прочей реализации;
— убытки от внереализационной деятельности;
-увеличение или снижение прибыли в остатках товарной продукции.
Различают прибыль промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, подрядных и строительных предприятий.
Различают прибыль банков, страховых организаций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.
Является централизованным источником для государственных предприятий и в той части которая в качестве налогов поступает в бюджет.
Важнейшим источником централизованных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения национального дохода и СОП, отражаемых в централизованных общегосударственных фондах. Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, в котором происходит взаимоувязка всех доходов и соответствующих статей расходов.
Бюджет оказывает воздействие на формирование оптимальных пропорций в процессе финансового обеспечения затрат и стимулирования эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Государственный бюджет обеспечивает приоритет общегосударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на первоочередных объектах. Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюджета – это концентрация финансовых ресурсов на осуществление целевых комплексных программ как составных частей прогнозов и перспективных планов.
К доходам государственного бюджета относятся:
► налоговые доходы – относятся предусмотренные законодательством налоги и сборы, уплачиваемые юридическими и физическими лицами.
►неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти; средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; доходы, полученные из бюджетов других уровней; безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций; доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие.
С точки зрения предметной направленности все расходы государственного бюджета можно подразделить на:
— финансирование отраслей народного хозяйства;
— финансирование социально-культурных мероприятий;
— финансирование науки;
— финансирование обороны;
— финансирование обороны;
— содержание правоохранительных органов и органов государственной власти;
— расходы на внешнеэкономическую деятельность;
— расходы по обслуживанию государственного долга;
— прочие расходы.
Третьим источником централизованных финансовых ресурсов являются налоги.
Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги- это совокупность отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций.
Принципы налогообложения:
— принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогооблажения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность платить налоги) соразмерно с их доходами.
— принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику.
— принцип удобности предполагает, что система и процедура уплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков.
— принцип экономии, согласно которому суммы сборов по каждому конкретному налогу должны существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную и стимулирующую.