Функции Министерства финансов

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов Российской Федерации:

  1. участвует в работе по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране, способствующие увеличению национального дохода и поступлений в бюджет;
  2. участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных финансовых централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, участвует в подготовке предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов;
  3. организует в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации; составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации консолидированный бюджет Российской Федерации, а также составляет проект федерального бюджета и представляет их в Правительство Российской Федерации;
  4. обеспечивает в установленном порядке исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет; осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации за истекший год и представляет их в Правительство Российской Федерации;
  5. осуществляет методическое руководство в области финансово — бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально — культурной сфер, отчетности и устанавливает общие правила составления, рассмотрения, утверждения, исполнения смет расходов, производимых из бюджета;
  6. совместно с Министерством экономики Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти анализирует ход проведения экономической реформы, состояние экономики и финансов отраслей народного хозяйства и регионов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования;
  7. разрабатывает с участием Государственной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы исходя из необходимости обеспечения устойчивости государственных финансов, оптимальных финансовых условий для осуществления производственно — хозяйственной деятельности предприятиями, организациями и предпринимательской деятельности гражданами и социально справедливого перераспределения доходов; принимает участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;
  8. с участием Государственной налоговой службы Российской Федерации и с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проводит по поручению Правительства Российской Федерации переговоры с уполномоченными органами других государств, связанные с заключением межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписывает указанные соглашения от имени Правительства Российской Федерации;
  9. принимает участие в определении ценовой политики, работе по анализу уровня цен в стране и совершенствованию ценообразования;
  10. принимает участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
  11. участвует совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно — денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, а также в подготовке предложений по основным направлениям денежно — кредитной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве и совершенствованию организации денежного обращения;
  12. разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск в установленном порядке государственных внутренних займов Российской Федерации, производит согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов и докладывает об этом Правительству Российской Федерации; осуществляет совместно с Центральным банком Российской Федерации обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации;
  13. разрабатывает предложения по формированию финансового рынка; осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации выдает лицензии на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, проводит регистрацию выпуска ценных бумаг, ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в Российской Федерации ценных бумаг и Единый реестр инвестиционных фондов; выдает лицензии на производство бланков ценных бумаг, осуществляет контроль за соблюдением правил их производства, хранения и учета;
  14. участвует в разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их организационной структуры; подготавливает предложения о размерах фонда оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на их содержание, и методологическое руководство работой финансовых органов в этой области; принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций;
  15. осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями этих организаций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики, участвует в переговорах о предоставлении этими организациями Российской Федерации кредитов;
  16. анализирует валютно — финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, подготавливает предложения по совершенствованию валютно — финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, по увеличению валютных ресурсов страны и экономному расходованию иностранной валюты, принимает участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений, заключаемых Российской Федерацией с иностранными государствами; участвует совместно с Министерством экономики Российской Федерации в разработке валютно — кредитной политики, направлений использования централизованных валютных ресурсов; совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей Российской Федерации разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений в иностранной валюте и расходов неторгового и торгового характера, а также представляет на утверждение Правительства Российской Федерации предложения об использовании валютных средств, получаемых от экспорта товаров для государственных нужд, драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, и осуществляет совместно с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти контроль за их целевым использованием, разрабатывает прогноз платежного баланса; принимает участие в формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин;
  17. разрабатывает проекты программ внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, проводит с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры по условиям привлечения кредитных ресурсов; разрабатывает порядок использования указанных кредитов и расчетов по ним предприятий и организаций с федеральным бюджетом; осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти обслуживание государственного внешнего долга и задолженности иностранных государств Российской Федерации, ведет в установленном порядке Государственную книгу внешнего долга Российской Федерации;
  18. участвует совместно с Министерством экономики Российской Федерации в разработке инвестиционной политики, в подготовке предложений по осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, а также средств централизованных инвестиционных фондов, включая их предоставление на возвратной основе, и осуществляет контроль за их эффективным использованием;
  19. рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно — правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию, утверждает план счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности; осуществляет руководство работой по переоценке товарно — материальных ценностей; устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации;
  20. рассматривает проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, а также проекты планов сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлению Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням и согласованию с Министерством экономики Российской Федерации расчетные, отпускные и другие виды цен на драгоценные металлы и драгоценные камни; осуществляет совместно с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням контроль за реализацией на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
  21. устанавливает совместно с Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням размеры пробирной платы за опробирование и клеймение изделий из драгоценных металлов и размеры платы за экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
  22. обеспечивает изготовление Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка Российской Федерации, а также орденов, медалей и других знаков отличия, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и бланков строгой отчетности по утвержденным в установленном порядке образцам и выполнение других заданий, относящихся к его производственной деятельности;
  23. организует в соответствии с законодательством Российской Федерации в Министерстве и подведомственных ему предприятиях, учреждениях и организациях работу по обеспечению режима секретности и контролю за разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по защите государственных секретов от разглашения и утечки информации при использовании технических средств;
  24. заключает от имени Правительства Российской Федерации соглашения с Центральным банком Российской Федерации о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели, несет ответственность за своевременное его погашение и уплату процентов за кредит, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных кредитов;
  25. обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по совершенствованию этого законодательства;
  26. организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:
  • проведение аттестации по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также ведение государственного реестра выданных квалификационных аттестатов аудиторов;
  • лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита, а также ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензии.

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

  • государственные финансы в целом— участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
  • государственный бюджет— организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
  • внебюджетные государственные федеральные фонды— подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
  • страхование— участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
  • денежное обращение— разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
  • государственный кредит— выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
  • финансовый рынок— разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
  • валютно-финансовые отношения— подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
  • финансовый контроль— контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
  • организация учета и отчетности— анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *