Функции финансов коммерческих организаций
Финансам коммерческих организаций (предприятий) присущи те же функции, что и общегосударственным финансам, — распределительная и контрольная.
Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций (предприятий) посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.
При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.
Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности, сложившуюся систему распределительных отношений в коммерческой организации (предприятии) и при необходимости применить меры финансового воздействия с целью обеспечения ее финансовой устойчивости. Выполнению этой задачи способствует контрольная функция финансов коммерческих организаций (предприятий).
Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:
1) непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;
2) акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективными вложениями денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;
3) коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;
4) независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок;
5) органы власти в случае возникновения финансовых отношений с государством.