Формы организации муниципальных финансовых ресурсов

Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется  в форме различных фондов денежных средств:

  • Бюджетов
  • Внебюджетных фондов

Бюджеты формируются органами государственной власти разного  уровня  и  органами  местного  самоуправления для финансового  обеспечения  всех  возложенных на них задач  и функций. С  помощью  средств  бюджетов  осуществляется  регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др.  Таким  образом,  бюджет выступает формой  образования  и  использования финансовых  ресурсов  органов  государственной власти и местного самоуправления,  направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей  общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления  в  значительных  объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий.

Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий  за счет  специальных источников,  используемых по  целевому  назначению.  За  счет  средств  внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты  (пенсии,  пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются  научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  разработки  и  т.  п.  Таким  образом,  внебюджетные  фонды выступают формой  образования  и  использования финансовых ресурсов  органов  государственной  власти  и  местного  самоуправления,  предусматривающей  целевое  направление  средств на финансирование отдельных социальных,  экономических,  экологических потребностей  общества.

Образуемые  в форме  бюджетов и  внебюджетных фондов финансовые ресурсы  органов  государственной  власти  и местного  самоуправления —  это  доходы,  поступления  и  денежные накопления, находящиеся  в  государственной  и муниципальной  собственности  и предназначенные  для решения  органами  государственной  власти  и местного самоуправления  вопросов,  отнесенных к их компетенции.

Формирование  основного  объема финансовых  ресурсов  органов  государственной  власти  и  местного  самоуправления  осуществляется  посредством мобилизации  государственных  и  муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют  собой  денежные  средства,  зачисляемые в соответствии с законодательством в бюджеты органов государственной  власти разных уровней и  государственные внебюджетные фонды.

Муниципальные  доходы —  денежные  средства,  зачисляемые  в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными  правовыми  актами  представительных  органов местного самоуправления в бюджеты органов местного самоуправления  и муниципальные внебюджетные фонды.

Использование финансовых ресурсов  органов  государственной  власти и местного самоуправления  осуществляется в форме государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — это денежные средства,  направляемые из бюджетов органов государственной власти разных уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение задач  и функций  государства.

Муниципальные расходы — это денежные средства,  направляемые из бюджетов органов местного самоуправления и муниципальных внебюджетных фондов на решение вопросов местного значения.

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Финансовое право — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения.

Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяются федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения (ст.35, ст.71-73).

Помимо этого, нормы Бюджетного и Налогового кодекса также регулируют финансовые отношения в РФ.

В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы

«О федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов»

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления»

«О бюджетной классификации Российской Федерации»,

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и др.

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают

  1. Указы Президента РФ («Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»),
  2. Постановления Правительства РФ («О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».)
  3. Ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.

Несомненно, эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *