- Финансы: сущность, функции
Фин-сы – спец. часть ден.отношений, где деньги присутствуют виртуально, но выполняя ни одной из своих класс-х ф-ций(мера стоимости, срво обращения,спрво платежа,срво накопления,мир-х денег),а исп-ся как инструмент распред-ия конечно завершающего продукта: на уровне макро – это ВВП, микро – доходы пр-тий.
Распределительная ф-ия заключается в том, что с ее помощью формируются и используются все фонды ден средств. Она связана с перераспределением нац дохода. В свою очередь нац доход сост из след элем-ов:
- З/п рабочих, служащих, крестьян, фермеров, созданная в сфере мат произ-ва.
- доходы, полученные в сфере мат произ-ва.
Однако доходы не образуют тех ден фондов, которые должны направл-ся в произ-ую сферу и перераспределяться между отдельными группами населения. В связи с этим возникает необходимость формирования вторичных доходов.
Вторичные доходы – з/п в немат пр-ве, налоги. Т о, распределительная функция финансов позволяет трансформировать первичные доходы в пропорции конечного распределения.
Объективное возникновение контрольной функции основано на стоимостном учете затрат на произ-во и реализацию продукции.
Контрольная ф-ция базируется на определен фин показателях. Путем сравнения фин пок-лей с нормативными определ-ся отклонение и в результате принимается решение по сглаживанию данных отклонений. Основные объекты контрольной функции финансов:
1.выручка от произ-ва и реализации прод;
2.контроль за уровнем самоф, приб-ти и рент-ти предпр
3.контроль за целев и эффект-ым исп-ем фин ресурсов
4.контроль за правильным и своевременным перечислением ден ср-в по всем источникам финансирования
5.контроль за соблюдением задач структуры ден ср-в с учетом потреб-ей произ-го и соц развития
На практике контрольная ф-ция осуществляется след субъектами:
— на уровне предприятия бухгалт-ми и фин службами в процессе контроля за поставками продукции, реализации и т
— в процессе налогообложения налоговыми инспекциями
- Финансовая служба
Ф. служба – это спец. Стр. Подразделение отвечающее за выполнение фин. работы.
ФС может быть предусмотрено:
1.на небольших по размеру и масштабах предприятиях. Недостаток – это отсутствие специализации финансиста на отдельные виды фин. работы. Такой обхват всех видов работ одним человеком отрицательно сказывается на их качестве.
2.На средних по размеру предприятиях функции ФС выполняет фин. группа. Она состоит из нескольких человек, что позволяет им специализироваться на опр. Участках работы, однако в таком виде ФС нах. В составе бухгалтерии и служит интересам подразделения
3.На крупных предприятиях ФС представлена фин. отделом. Фин. отдел – самостоятельное стр. подразделение с четко обозначенными функциями. Он состоит из нескольких фин. групп по несколько человек в каждой, что еще больше углубляет специализацию работников, что положительно сазывается на качестве фин. работы
4.Фин. дирекция – это современный вид фин. службы распространен на предприятиях рыночного типа, она возглавляется фин. директором подчиненным только собственнику предприятия. Она объединяет в себя все службы. Это похволяет директору оперативно реагировать на все условия, обстоятельства бизнеса, приспосабливаться к негативным явлениями и иметь благоприятную рыночную конъюктуру
Ф. работа – это управляемая подсистема
ФС – это управляющая подсистема
А вместе – это система управления ФМ.
Названия подсистем взаимосвязанных
- появление новых видов фин. работы подталкивает ФС к повышению своей квалификации
- опытный фин. управляющий диверсифицирует виды фин., работа на предприятии, дополнение их прогрессивными видами ФР
ФС предприятия – это активная сост. Система управления финансами.
Фин. управляющий и уровень его квалификации во многом предопределяет качество и объем финансовых отношений и потоков.
1.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
Финансы выражают экономические общественные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения созданной стоимости.
Процесс стоимостного распределения общественного продукта, в ходе которого созданная стоимость делится между субъектами хозяйствования по целевому назначению, чрезвычайно сложен. В совокупности своей он образует финансовый механизм (набор способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития).
Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.
Основой финансового механизма и целью финансовых отношений является формирование финансовых ресурсов, которые как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.
Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются: прибыль, различные виды налогов, страховые платежи, амортизационные отчисления.
Исходным звеном формирования финансовых ресурсов народного хозяйства являются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования – предприятий и объединений, функционирующих в сфере материального производства, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом.
У субъектов хозяйствования формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на:
1) капитальные вложения;
2) увеличение оборотных средств;
3) финансирование научно-технических достижений;
4) проведение природоохранных мероприятий;
5) обеспечение потребностей социального характера и т. п.
Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.
В условиях финансовой самостоятельности хозяйственные субъекты осуществляют формирование источников расширенного воспроизводства за счет:
1) собственных финансовых ресурсов;
2) привлечения на акционерной основе или паевых (долевых) началах денежных средств других предприятий, организаций, учреждений;
3) использования банковских кредитов;
4) получения на определенных условиях бюджетных ассигнований.
Все более значительную роль в обеспечении непрерывного процесса воспроизводства играют страховые финансы.
- ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют:
1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;
2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:
1) специфику внутренней и международной обстановки;
2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.
Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.
- ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Финансовый контроль – это:
1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;
2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:
1) по времени проведения:
а) предварительный;
б) текущий;
в) последующий;
2) по субъектам контроля:
а) президентский;
б) органов представительной власти и местного самоуправления;
в) органов исполнительной власти;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный;
е) внутрихозяйственный;
ж) аудиторский;
3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;
4) по форме проведения: обязательный; инициативный;
5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.
Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:
1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;
2) Счетная палата РФ.
Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каж-i дой палаты Федерального Собрания);
3) текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.
Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов РФ, городов, районов и районов в городах.
- ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
В понятие «финансовые ресурсы» различные авторы вкладывают разный смысл.
Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения.
Финансовые ресурсы являются важнейшим источником осуществления расширенного воспроизводства, социально-экономического развития общества. Наращивание объемов финансовых ресурсов – одна из важнейших задач финансовой политики государства. Снижение объема финансовых ресурсов отрицательно сказывается на развитии общества, ведет к сокращению инвестиций, уменьшению фондов потребления, порождает диспропорции в распределении общественного продукта и национального дохода. Состав и объем финансовых ресурсов зависят от уровня экономического развития государства, от эффективности производства. Экономический рост служит основой для увеличения объемов финансовых ресурсов, а величина финансовых ресурсов, направляемая на расширение и развитие производства, способствует повышению его эффективности.
Следует различать централизованные финансовые ресурсы государства и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются в виде различных общегосударственных фондов, в первую очередь бюджета и внебюджетных фондов, средства которых используются на осуществление важнейших функций государства, таких как развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются национальный доход и частично национальное в случае вовлечения его в хозяйственный оборот и эффективного использования, заемные и привлеченные средства.
Основными источниками финансовых ресурсов предприятий являются прибыль и амортизация, заемные и привлеченные средства. Объем децентрализованных финансовых ресурсов зависит от тех же факторов, что и объем централизованных, но на их величину оказывает влияние еще и степень централизации. Возникновение и развитие финансового рынка дает хозяйствующим субъектам новые возможности для расширения состава финансовых ресурсов и увеличения их объема путем выпуска ценных бумаг, использования заемных различных кредитных организаций и коммерческого кредита, размещения временно свободных денежных средств на депозитах в коммерческих банках и др.
Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться не только в фондовой, но и в нефондовой форме. Централизованные финансовые ресурсы формируются и используются преимущественно в форме фондов денежных средств, к которым относятся, например, бюджет, фонд социального страхования, дорожный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и другие внебюджетные и специальные фонды, консолидируемые в бюджете. На уровне предприятий финансовые ресурсы могут создаваться и использоваться как в фондовой, так и нефондовой форме.
Объемы финансовых ресурсов государства и предприятий находятся в прямой зависимости, так как источником формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов является валовой внутренний продукт, создаваемый хозяйствующими субъектами.
- ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих отношений осуществляется через звенья финансовой системы. Таким образом, финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: 1)общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);
2) фонды страхования;
3) финансы предприятий различных форм собственности.
Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.
Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
В общегосударственных финансах главную роль играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.
Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.
Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.
Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Фонды страхования, формируемые за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Страхование является также важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.
Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующимися из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий являются объединяющей основой финансовой системы. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.
- ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ
Под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Одной из важнейших областей управленческой деятельности является управление финансами. Под управлением финансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.
В любой системе управления выделяют объекты и субъекты управления, применительно к финансам объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами – финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из этих фондов.
К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:
– между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
– между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;
– между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
– внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.
Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку можно выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.
Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Текущее управление государственными финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.
К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех этихфункций.
Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.
- Финансовый механизм– инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивныйсвязан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.).
Регулирующийопределяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
Финансовый механизм можно представить в видесовокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
1) функционирование бюджетного механизма;
2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;
3) механизм функционирования внебюджетных фондов;
4) механизм функционирования местных финансов;
5) функционирование страхового механизма;
6) механизм функционирования финансового рынка. Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет
правовая регламентацияформ и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.
Оценка качества работы финансового механизмапроисходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.
Структура финансового механизмавключает в себя:
1) финансовое регулирование;
2) финансовое стимулирование;
3) финансовые рычаги;
4) нормативное и правовое обеспечение;
5) информационное обеспечение.
Финансовое регулированиепредставляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.
Финансовое стимулированиеявляется одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.
Финансовые рычагипредставляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.
- Содержание Финансов Организации
Термин «финансы» в переводе с латинского означает «денежный платеж». Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы – специфическая сфера экономических отношений, отражающая создание, использование, движение, распределение и перераспределение денежных средств, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами. Деньги выступают основой рыночных отношений, т. к. они объединяют интересы продавца и потребителя.
Основным содержанием финансов определяются задачи финансовых служб предприятий. Это управление финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками.
Финансы предприятия – это экономические, денежные отношения, в которые вступает фирма для обеспечения своей жизнедеятельности, завязывающиеся в результате движения денег и формирующиеся на этой основе денежные потоки, связанные с функционированием образовываемых на предприятиях денежных фондов.
Финансы предприятия представляют собой «кровеносную систему», совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов в процессе хозяйственной деятельности.
Финансы предприятия – это система денежных отношений фирмы, появляющихся в ходе ее деятельности и содержащих ряд компонентов:
1) отношения с поставщиками сырья, материалов, топлива и т. д.;
2) отношения с покупателями по реализации продукции в соответствии с заключенными контрактами;
3) отношения с контрагентами предприятия по взысканию и уплате штрафов за несоблюдение условий договора;
4) отношения с банками по получению и погашению кредитов, уплате процентов по ним, по расчетам за банковские услуги, по открытию и ведению счетов, факторинговые, авальные и другие операции банков;
5) отношения со страховыми фирмами по страхованию коммерческих и финансовых рисков;
6) отношения с инвестиционными фондами по реализации финансовых инвестиций;
7) отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы;
8) отношения с акционерами по выплате дивидендов;
9) отношения с учредителями по созданию уставного капитала и распределению дохода;
10) отношения с государством по уплате налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
11) отношения с филиалами и представительствами, дочерними и зависимыми организациями;
12) отношения с аудиторскими, юридическими и консалтинговыми компаниями.
Отличительным признаком перечисленных отношений является то, что они представляют собой совокупность денежных поступлений и выплат. Именно финансы предприятия участвуют в создании продукта, от объема производства на предприятии зависит функционирование всех участников финансовой системы. Чем выше доходы предприятия, тем больше доходы домашних хозяйств.
Финансы предприятий как элемент финансовой системы охватывают процесс создания, распределения и использования внутреннего валового продукта в стоимостном выражении. В процессе финансовой деятельности предприятий зарождаются определенные финансовые отношения, связанные с организацией хозяйственной деятельности, реализацией товаров (работ, услуг), образованием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными организациями, страховыми фирмами и т. д. В них сосредоточивается преобладающая доля материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.
Финансы предприятий и организаций выполняют следующие основные функции.
1. Фондообразующая (источниковая) – обеспечение предприятия достаточным количеством денежных ресурсов с тем, чтобы обеспечить непрерывность воспроизводства на предприятии. Эта функция сводится к оптимизации финансовых ресурсов. У фирмы имеется много источников финансовых ресурсов: капитал, иностранный капитал, но они не бесплатны, их стоимость должна быть оптимальна. В первую очередь предприятие должно быть обеспечено необходимыми денежными средствами. Помимо того, оптимизация их величины и источников формирования является одним из способом получения наивысшего финансового результата. Выбор стратегии источников используемых денежных средств и на этой основе структуры капитала выступает главной ориентацией деятельности финансовых служб.
2. Формирование – функция, которая обеспечивает денежными ресурсами кругооборот средств на предприятии, т. е. функция вырабатывания денежных фондов. Задача состоит в том, чтобы сформировать денежные потоки на предприятии так, чтобы они работали результативно. Основные показатели – плановые.
3. Воспроизводительная – обеспечение сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых средств и финансовых ресурсов на всех этапах кругооборота капитала в ходе простого и расширенного воспроизводства.
4. Распределительная – функция использования денежных средств и фондов предприятия с целью удовлетворения своих потребностей, обеспечения максимальной реализации планов, дальнейшего его развития. Например, прибыль, являясь источником формирования фонда производственного или социального развития, резервного фонда и т. д., выступает объектом распределения.
5. Инвестиционно-распределительная – распределение финансовых ресурсов внутри предприятия с целью наиболее эффективного их использования. Финансовые ресурсы можно располагать по различным критериям: по структурным подразделениям; оборотным и необоротным активам; ликвидности; рискам.
6. Доходо-распределительная – распределение получаемых доходов между собственниками предприятия. Эта функция разрешает противоречия между собственниками (цель: увеличение потребления) и управленцами (цель: повышение доходности предприятия). В результате либо управленец становится собственником, либо собственник ориентируется на интересы предприятия.
7. Обеспечивающая – обеспечение прибыльности предприятия.
8. Распорядительная – тесно связана с воспроизводственным финансовым механизмом распорядительных отношений.
9. Контрольная – контроль за использованием финансовых ресурсов предприятия с помощью соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и оперативного учета; связана с использованием различного рода стимулов и санкций. Осуществление контроля рублем за денежным оборотом, формирование фондов денежных средств. Правильно организованный контроль рублем может дать ощутимые положительные результаты. Эта функция охватывает все стороны деятельности предприятий, взаимоотношения внутри предприятия, взаимоотношения предприятия и банка, взаимоотношения предприятия и бюджета.
10. Стимулирующая – рациональная организация финансов содействует увеличению эффективности и результативности деятельности хозяйствующего субъекта, ориентированной на реализацию целей фирмы.
Наряду с основными функциями финансов предприятий существуют дополнительные функции:
1) финансовое планирование – заключается в распределении ограниченного объема финансовых ресурсов; 2) организация – взаимосвязь с бюджетами;
3) форматирование денежных доходов – обеспечение предприятия денежными средствами.
- Принципыорганизации финансов предприятия:
— финансовой самостоятельности означает, что предприятия обладают подлинной финансовой независимостью при распределении своей выручки, прибыли, выпуске ценных бумаг и т.д.;
— материальной заинтересованности означает, что через организацию финансов предприятие оказывает стимулирующее воздействие на производство и реализацию продукции, результаты предпринимательской деятельности;
экономической ответственности означает, что в случае невозможности покрытия убытков и кредиторской задолженности предприятие должно прибегать к процедуре банкротства;
— обеспечения финансовых резервов ставит своей целью оказание финансовой поддержки производству при проведении рисковых операций;
- Хозяйственное товарищество – объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора между ними.
Полное товарищество основано на личном участии его членов в деятельности товарищества и полной их ответственности по обязательствам товарищества как вложенным капиталом, так и своим имуществом.
Коммандитное товарищество (товарищество на вере) является юридическим лицом, в котором полные товарищи несут по обязательствам товарищества неограниченную ответственность, а коммандисты отвечают только своим личным вкладом.
Хозяйственное общество создается юридическими или физическими лицами путем объединения их вкладов в денежной или материальной форме с целью осуществления предпринимательской деятельности, получения прибыли и дальнейшим ее распределением пропорционально вкладу каждого участника. Вклад учредителей общества подтверждается специальным свидетельством. Общество приобретает права юридического лица с момента их государственной регистрации, утверждения учредительного договора и Устава, в котором закрепляется величина уставного фонда общества. Размер долей каждого учредителя в уставном фонде определен учредительными документами общества.
ООО – общество с ограниченной ответственностью, участники которого несут ответственность по обязательствам общества исключительно в пределах своей доли.
ОДО – общество с дополнительной ответственностью, участники которого помимо своей доли отвечают по обязательствам общества и своим личным имуществом, распределяя дополнительную ответственность пропорционально вкладам в уставный фонд.
Акционерным является общество, уставный капитал которого разделен на определенной число акций равной номинальной стоимости. Участники АО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.
ОАО – открытым считается акционерное общество, акции которого распространяются путем открытой продажи на фондовом рынке.
ЗАО – акции закрытого АО распространяются только среди его учредителей без открытой продажи на фондовом рынке.
- Финансовая работа на предприятии включает планирование и организацию финансов, учет финансовых ресурсов, контроль и анализ эффективности их использования, регулирование доходов и расходов, стимулирование конечных результатов производства.
Задачи финансовой работы: • обеспечение финансовыми ресурсами выполнения плановых заданий по основной хозяйственной деятельности, капитальным вложениям, подготовке кадров и удовлетворению социальных потребностей; • выявление резервов роста прибыли и повышения рентабельности; • своевременное и полное выполнение обязательств по платежам в бюджет, банкам, вышестоящим организациям, поставщиками, рабочим и служащим; • наиболее эффективное использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов.
Содержание финансовой работы дополняется финансовым менеджментом.
Финансовый менеджмент – сумма принципов, норм, методов управления финансами с использованием достижений науки управления. ФМ предназначен для управления финансами предприятия и направлен на достижение его тактических и стратегических целей: приумножение имущества акционеров, регулирование динамики прибыли, реализация дивидендной политики, повышение стоимости предприятия, минимизации налогообложения.
Цель ФМ: принятие оптимальных финансовых решений по организации финансовых отношений и движению денежных потоков
- Экономическая классификация денежных затрат. Структура затрат на производство и реализацию продукции
Затраты – это те расходы предприятия, которые приводят в конечном итоге к получению экономических выгод. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами предприятия.
Экономическая классификация ДЗ:
Затраты на производство и реализацию продукции образуют ее себестоимость.
Операционные расходы – это затраты, связанные с осуществлением хозопераций, не являющихся предметом деятельности предприятия.
Внереализационные расходы – это расходы, не связанные с производством и реализацией продукции.
Капитальные затраты: инвестиции в основные фонды, нематериальные активы, ценные бумаги, затраты на увеличение оборотного капитала.
Расходы на соц-культ. мероприятия: содержание дошкольных и учебных учреждений, находящихся на балансе предприятия, подготовка кадров и повышение их квалификации.
Налоги и приравненные к ним платежи.
Среди затрат на производство и реализацию продукции выделяются следующие элементы:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
- Планирование затрат на производство и реализацию продукции
Основными документами, по которым производится подсчет себестоимости, является смета затрат на производство и калькуляция себестоимости единицы продукции.
Смета затрат на производство – это документ, фиксирующий суммарные издержки производства на выпуск продукции, производство работ и услуг промышленного характера за определенный промежуток времени. Калькуляция себестоимости определяет издержки производства на единицу конкретной продукции.
С точки зрения планирования и учета затрат различают: • нормативный метод; • метод калькулирования по фактическим затратам. С точки зрения полноты включения затрат в с/с продукции различают: • метод полного включения затрат в с/с; • метод неполного ограниченного включения затрат в с/с. Σ затрат составляет общий объем затрат на производство продукции. Полученная производственная с/с увеличивается на внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные со сбытом и реализацией продукции.
Объем реализуемой продукции рассчитывается: РП = Он + ТП – Ок, где РП – объем реализуемой продукции в натуральном выражении; Он – остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода; ТП – товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году; Ок – остатки нереализуемой продукции на конец планируемого периода.
Плановые затраты на реализуемую продукцию определяются: Зрп = Зн + Зтп + Зк, где Зрп – затраты на реализуемую продукцию по полной плановой с/с на предстоящий период; Зн – фактически произведенная с/с остатков готовой продукции не реализованных на начало панируемого периода; Зтп – плановая полная с/с товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде; Зк – плановая производственная с/с остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода.
- Себестоимостьпредставляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
В соответствии с «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» все денежные затраты объединены в следующие группы: материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств и нематериальных активов и прочие затраты.
Классификация затрат по экономическим элементам позволяет видеть и анализировать затраты в динамике, определить сумму затрат, структуру затрат, тенденции их изменения, проводить сравнение по отраслям экономики и по организациям внутри отрасли.
Материальные затраты включают в себя:
- Стоимость приобретенных сырья, материалов, используемых при изготовлении продукции, работ, услуг и на другие производственные и хозяйственные нужды;
- стоимость запасных частей и расходных материалов для ремонта основных средств, инвентаря, хозяйственных принадлежностей, спецодежды;
- Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке в данной организации;
- стоимость работ и услуг производственного характера, не относящиеся к основному виду деятельности.
В элемент «материальные затраты» входят также стоимость природного сырья; приобретаемого со стороны топлива и энергии всех видов; потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли; платежи за добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
В состав элемента «Расходы на оплату труда» включаются:
- Заработная плата за фактически выполненную работу в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда;
- стоимость продукции, выдаваемая в порядке натуральной оплаты работникам;
- выплаты по системам премирования за производственные результаты, надбавки за профессиональное мастерство, за высокие достижения;
- выплаты компенсирующего характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, за работу в тяжелых и вредных условиях);
- стоимость бесплатно предоставляемых жилья, коммунальных услуг, стоимость питания;
- стоимость выдаваемых бесплатно предметов (включая форменную одежду), остающихся в личном постоянном пользовании;
- оплата отпусков;
- компенсация по оплате труда в связи с повышением и индексацией цен.
В составе элемента «отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным нормативам в ФСЗН. Отчисления производятся от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции, работ, услуг, независимо от источников выплат, кроме тех, на которые страховые взносы не начисляются.
В составе элемента «амортизация основных средств и нематериальных активов» отражается сумма амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, исчисленная исходя из амортизируемой стоимости основных средств и нематериальных активов в установленном законодательством порядке.
В элементе «прочие затраты» отражаются многоплановые затраты: налоги и отчисления в целевые фонды, страховые взносы по обязательным и добровольным видам страхования, проценты по полученным кредитам и займам, расходы на рекламу, расходы на услуги связи.
В зависимости от способа распределения издержек между конкретными изделиями все затраты разделяются на прямые и косвенные.
Под прямыми понимаются затраты, которые могут быть отнесены на издержки данного виды продукции прямым счетом, т.е. по нормам расхода и расценкам (сырье, материалы, заработная плата).
К косвенным относятся затраты, связанные с производством всех видов продукции на данном предприятии. Поэтому на издержки отдельных видов продукции они относятся косвенно, пропорционально какому – либо показателю.
- Планирование затрат на производство и реализацию продукции. Показатели анализа сметы затрат на производство и реализацию продукции
Планирование затрат на производство и реализацию продукции, товаров включает в себя формирование затрат на единицу продукции (калькулирование затрат) и определение общих затрат на весь выпуск.
Плановые калькуляции составляются путем прямого расчета затрат по отдельным статьям на основе нормирования затрат труда, материалов, топлива, энергии, использования оборудования с учетом мероприятий по снижению себестоимости продукции.
Кроме калькуляций с целью общего планирования затрат в организациях разрабатываются (составляются) различные сметы. Наиболее важными являются смета продаж и смета затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.
В смете продаж содержится информация о предполагаемых объемах реализации и ожидаемой цене продажи единицы каждого товара.
Рассчитав объем продаж в натуральном выражении, организация определяет объем производства. Для этого составляется смета.
Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимое количество материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Расчеты должны производиться по всем продуктам для рынка.
Таблица 2. Смета объема производства
№ п.п. | Показатели | Продукт А, ед. | Продукт Б, ед. |
Ожидаемый объем продаж | |||
Необходимое количество материальных запасов | |||
Величина материальных запасов на начало года | |||
Итого объем производства |
Выполнив эту работу, организация приступает к составлению сводного расчета затрат в денежном выражении. Сводный расчет может быть представлен в смете затрат на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг. В ней отражаются затраты на тот объем выпуска, который соответствует сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов.
Итоговую величину затрат можно определить как сумму произведений объема производства конкретных продуктов на полую себестоимость единицы товара, определенную в плановых калькуляциях.
Например, если полная себестоимость единицы товара А – 100 р, а товара Б – 200 р., то полная себестоимость товарной продукции составит 100*520+200*292=110 400 р.
Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов. Коммерческие расходы связаны с продвижением товаров на рынок (реклама, транспортировка, хранение). Они могут выделяться в смете затрат отдельной строкой.
Организации также планируют себестоимость реализуемой продукции. Для расчета используется формула:
Ср=Он+Т-Ок,
где Ср- себестоимость реализованной продукции.
Он – остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года.
Т – выпуск товарной продукции на планируемый год по полной себестоимости.
Ок — остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на конец планируемого года.
Важнейшим документом, используемым в практике организаций, является смета затрат.
Разработка этого документа обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции, является основой для определения отпускной цены на продукцию, а также фактором формирования прибыли и рентабельности. Следовательно, анализ сметы затрат на производство и реализацию продукции позволяет, с одной стороны, дать общую оценку эффективности использования ресурсов, а с другой стороны, определить резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности.
В числе основных показателей анализа сметы затрат можно назвать следующие:
1.общая сумма затрат, в том числе по экономическим элементам;
- индекс затрат на производство продукции к индексу объема производства;
- индекс затрат на производство и реализацию продукции к индексу выручки от реализации продукции;
- выручка на 1 руб. себестоимости произведенной и реализованной продукции;
- удельный вес затрат на реализацию продукции в выручке от ее реализации;
- затраты на 1 руб. произведенной продукции.
- Инвестиционная деятельность предприятия – неотъемлемая часть его общей хозяйственной деятельности. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность продукции и укреплять свои позиции на рынке, оно должно находить пути для выгодного инвестирования капитала.
В самом общем виде инвестиции определяются как денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или других видов деятельности в целях получения прибыли. Экономическое определение инвестиций трактуется как расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала.
Инвестиции представляют собой использование финансовых ресурсов в форме краткосрочных или долгосрочных капиталовло
жений. По видам инвестиции делятся на рисковые (венчурные), прямые, портфельные и аннуитеты.
Венчурный капитал представляет собой инвестиции в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Он сочетает в себе различные формы капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского.
Прямые инвестиции представляют собой вложение в уставный капитал хозяйствующего субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным субъектом.
Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение совокупности различных ценных бумаг и других активов.
Аннуитеты – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени, представляют собой вложения средств в страховые и пенсионные фонды.
39. 8.2. Кругооборот оборотных средств
Оборотные средства находятся в постоянном движении. На протяжении одного производственного цикла они совершают кругооборот, состоящий из трех стадий (меняя свою форму).
На первой стадии предприятия затрачивают денежные средства на оплату счетов за поставляемые предметы труда (оборотные фонды). На этой стадии оборотные средства из денежной формы переходят в товарную, а денежные средства — из сферы обращения в сферу производства.
На второй стадии приобретенные оборотные фонды переходят непосредственно в процесс производства и превращаются вначале в производственные запасы и полуфабрикаты, а после завершения производственного процесса — в готовую продукцию (товарная форма).
На третьей стадии готовая продукция реализуется, в результате чего оборотные фонды из сферы производства приходят в сферу обращения и снова принимают денежную форму. Эти средства направляются на приобретение новых предметов труда и вступают в новый кругооборот (Д-Т-П-Т-Д-Т-П-Т-Д)и т.д. Но это не означает, что оборотные средства последовательно переходят из одной стадии кругооборота в другую. Напротив, они одновременно находятся во всех трех стадиях кругооборота. Что-то в каждый момент покупается, производится, продается и снова покупается. Именно это и обеспечивает непрерывность и бесперебойность производства и реализации продукции.
При этом следует иметь в виду, что на каждой стадии время нахождения оборотных средств неодинаково. Оно зависит от потребительских и технологических свойств продукции, особенностей ее производства и реализации. Это можно проиллюстрировать на примере предприятий пищевой промышленности. Так, например, сезонность, характерная для таких отраслей, как сахарная, масло-жировая, крахмало-паточная и др., вызывает задержку средств на первой (денежной) стадии кругооборота. Длительность производственного цикла и относительно большой объем незавершенного производства в таких отраслях, как винодельческая, пивоваренная, коньячное производство, задерживают средства на второй стадии кругооборота -производственной. Неравномерность реализации продукции в такой отрасли, как плодоовощная, сказывается на отвлечении средств в третьей стадии кругооборота — товарной. Таким образом, из изложенного следует, что общая длительность кругооборота оборотных средств (Т) есть функция времени нахождения этих средств на каждой стадии кругооборота. На практике это означает, что увеличение длительности кругооборота оборотных средств приводит не только к отвлечению собственных денежных средств, но и к необходимости привлечения дополнительных средств с тем, чтобы не нарушать непрерывность производства.
В условиях рыночных отношений ото приводит к снижению конкурентоспособности предприятия в целом, ухудшению его экономики. Поэтому в условиях рыночной системы хозяйствования рациональное обеспечение предприятия оборотными средствами в развитии его экономики имеет чрезвычайно важное значение и обусловливает необходимость соответствующей организации и хозяйствования с этими средствами.
Для характеристики оборачиваемости оборотных средств применяется ряд показателей. Простейшим из них является коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Он определяется по формуле
где Р — стоимость реализованной продукции (выручка от реализации) за определенный период;
Ō — средний остаток оборотных средств за тот же период.
Если выручка от реализации, например, берется за год, то и средний остаток оборотных средств также берется за год. При этом среднегодовой остаток оборотных средств за год рассчитывается как средняя хронологическая величина из остатков по месяцам.
Так, если выручка от реализации составила за год 200 млн руб., а среднегодовой остаток оборотных средств — 40 млн руб., то коэффициент оборачиваемости оборотных средств составит:
Это означает, что за год каждый рубль, вложенный в оборотные средства, совершил 5 оборотов.
Отсюда легко определяется и показатель средней продолжительности одного оборота в днях. Особенность этого показателя по сравнению с коэффициентом оборачиваемости в том, что он не зависит от продолжительности того периода, за который был вычислен.
Например, 2 оборотам средств в каждом квартале года будут соответствовать 8 оборотов в год при неизменной продолжительности одного оборота в днях.
В практике финансовых расчетов при исчислении показателей оборачиваемости для некоторого их упрощения принято считать продолжительность любого месяца, равную 30 дням, любого квартала — 90 дням и года — 360 дням. Продолжительность же оборота в днях всегда может быть исчислена по формуле
где Коб — коэффициент оборачиваемости;
Т — продолжительность периода, за который определяются показатели дней (Т = 30; 90; 360).
После подстановки в формулу соответствующих величин получим для определения продолжительности оборота в днях (Д) развернутое выражение, связывающее все исходные величины:
Смысл этой формулы в том, что, поскольку величина Т заранее дана в условии задачи, с ее помощью по известным двум величинам всегда можно определить третью. Именно поэтому она широко применяется в практике всевозможных финансовых и плановых расчетов.
В рассмотренном выше примере имеем: Д = 360 : 5 = 72 дням (иначе 360 • 40 : 200 = 72). Из приведенной формулы вытекает, что в нее включен еще один показатель, характеризующий скорость оборота оборотного капитала, — среднесуточный оборот капитала.
Это позволяет определить продолжительность оборота в днях:
а также определить величину коэффициента закрепления оборотных средств.
Этот коэффициент — величина, обратная коэффициенту оборачиваемости
а его экономический смысл в том, что он характеризует сумму среднего остатка оборотных средств, приходящегося на 1 руб. выручки от реализации.
В рассмотренном примере Кз = 40 /200= 0,20. Эту величину можно интерпретировать следующим образом: на 1 руб. выручки от реализации продукции в среднем за рассматриваемый период приходилось 20 коп. стоимости запасов оборотных средств.
Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в связи с улучшением их использования.
Эффективность использования предметов труда можно оценить показателем материалоемкости (ME) продукции, который определяется как отношение
где М — затраты сырья, топлива, материалов, энергии и др.;
П — объем производства.
Обратный показатель называется материалоотдачей (МО) и рассчитывается по формуле
Чем лучше используются сырье, материалы и другие материальные ресурсы, тем ниже материалоемкость и выше материалоотдача. Для снижения материалоемкости продукции необходимо улучшать использование предметов труда, сокращать отходы, не выпускать бракованных и низкокачественных изделий, не допускать потерь материальных ресурсов, использовать более дешевые заменители ресурсов, не снижающие качества продукции.
Оборотные средства после основных фондов занимают по своей величине второе место в общем объеме ресурсов, определяющих экономику предприятия. С позиции требований эффективного ведения экономики предприятия объем оборотных средств должен быть достаточным для производства продукции в ассортименте и количестве, запрашиваемом рынком, и в то же время минимальным, не ведущим к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.
Достаточность оборотных средств устанавливается на основе нормирования расхода оборотных средств по каждому виду продукции, а также определения оптимального объема текущего складского и гарантийного (страхового) запаса, необходимого для обеспечения непрерывности производства.
На основе определения как общего количества товарно-материальных ценностей, так и каждого вида продукции рассчитывается необходимый объем оборотных средств. Особенность их определения состоит в том, что их величина зависит не только от объема оборотных фондов, но и от времени отвлечения денежных средств, необходимых для обеспечения непрерывности производства. Это достигается путем их нормирования.