Финансовый контроль, виды финансового контроля и органы его осуществляющие.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Финансовый контроль– это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение контроля за ходом выполнения этих задач.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Принято выделять следующие направления финансового контроля:

1) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по собиранию, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

2) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

3) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

4) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

5) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

6) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Виды финансового контроля– это составная часть, выражающая частично содержание целого и в то же время отличающая от других частей конкретными функциями, объектами контроля. Итак, финансовый контроль принято классифицировать по следующим основаниям:

1.По органам, осуществляющим контроль: государственныймуниципальныйвнутрихозяйственный – осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований; негосударственный (аудит) – это независимая проверка финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отчетности.

2. По времени проведения: предварительный; текущий; последующий:

1) Предварительный контроль осуществляется до начала расходования подконтрольных денежных средств и материальных ценностей. В ходе этого контроля проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые могут стать основанием будущей финансовой деятельности. Это, например, проект бюджета, финансовый план и т.п.

2) Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций. Например, в ходе реализации средств, выделенных на капитальное строительство.

3) Последующий финансовый контроль проводится после завершения финансовых операций. Например, после исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета.

3. По сфере деятельности: бюджетный; валютный; налоговый; банковский; страховой.

4. В зависимости от подведомственности субъектов, в отношении которых осуществляется контроль: общегосударственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности; ведомственныйфинансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций по отношению к подведомственным им организациям.

5. По форме проведения: обязательный финансовый контроль производится компетентными органами в соответствии с требованиями законодательства; инициативный контроль назначается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности.

Обязательный проводится: а) в силу требований законодательства; б) по решению компетентных государственных органов.

К исполнительным органам государственного финансового контроля относится Правительство РФ, которое контролирует разработку и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет контроль валютных отношений.

Президент как глава государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, посредством которых строится финансовая политика, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент осуществляет финансовый контроль через Главное контрольное управление, которое наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок.

К специальным субъектам финансового контроля относятся Счетная палата РФ (вопрос 14), Центральный банк РФ, Министерство Финансов РФ (вопрос 6), Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство (вопрос 15), Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (вопрос 16), Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

Центральный Банк Российской Федерациипо вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет права издавать нормативные правовые акты. Центральней Банк во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, а так же монопольно осуществляет эмиссию наличных денег.

Федеральная налоговая служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Федеральная служба по финансовым рынкамосуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж.

Федеральная служба по финансовому мониторингуосуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная таможенная службаосуществляет в функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, по проведению транспортного контроля и по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов.