Финансовый контроль: назначение

Одним из важнейших элементов управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.

Задачи финансового контроля:

1) проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;

2) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

3) правильность составления и исполнения бюджета;

4) правильность ведения бухгалтерского учета;

5) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам.

Объектами финансового контроля в финансовой системе являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств. Они могут быть классифицированы:

  1. По источникам финансовых средств:
  • бюджеты;
  • внебюджетные фонды;
  • средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении органов власти.
  • кредитные  и заемные средства;
  • средства от размещения финансов в кредитно-финансовых организациях.
  1. По принадлежности финансовых поступлений и расходов тому или иному виду организации:
  • органы государственной власти и их структурные подразделения;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • юридические лица всех форм собственности и организационно-правовых форм;
  • банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств;
  • предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля органов власти.
  1. По признаку отражения поступления и расходования средств в том или ином типе нормативного документа:
  • бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
  • федеральные и территориальные программы, итоговые документы по их реализации;
  • законодательные и иные нормативные правовые акты по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами.

Финансовый контроль в целом подразделяется на государственный и негосударственный (аудит).

В зависимости от типа государственного органа государственный контроль подразделяют на контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти, ведомственный.

Кроме того, в рыночной экономике возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компании со своими партнерами, кредиторами, акционерами и т.п.

В связи с этим существует финансовый контроль в виде аудита.

Аудит — независимая вневедомственная проверка бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе с целью получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта и подготовки рекомендаций по улучшению его финансового состояния.

Используются несколько методов финансового контроля.

  1. Документальные и камеральные проверки, в ходе которых проверяются отдельные вопросы деятельности организаций.
  2. Обследования предусматривают более широкий охват проверяемых показателей деятельности организации.
  3. Мониторинг (наблюдение) предусматривает постоянный контроль со стороны проверяющего органа за выполнением отдельных показателей деятельности организации.
  4. Надзор предусматривает проверку организации, получившей лицензию на определенный вид деятельности.
  5. Ревизии предусматривают обязательные действия контрольных органов по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности хозяйственных и финансовых операций, совокупных организаций в проверяемом периоде.

По виду материалов контроля различают документальный и фактический контроль.

В число основных способов документального контроля включают:

  • формальную и арифметическую проверку документов;
  • юридическую оценку отраженных в документах хозяйственных операций;
  • логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;
  • встречную проверку документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений и организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи;
  • способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения (обратным счетом) величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени ревизии имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей;
  • оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
  • балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей;

Фактический контроль подразделяется на три группы:

  • инвентаризация;
  • экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;
  • визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима, а также фиксация отдельных элементов изучаемого процесса в определенный период времени (хронометраж, фотография рабочего дня и др.).

По времени проведения финансовый контроль делится на три вида: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная цель предварительного контроля — выявление возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями.

В процессе текущего финансового контроля выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Следовательно, текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Данный контроль предполагает тщательное выяснение непосредственно в организациях законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения технико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.

Последующий контроль проводится финансовыми органами в форме документальной ревизии, проверки и анализа отче тов.

Документальная ревизия – первая форма последующего контроля. Она устанавливает обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

Для выяснения достоверности имеющихся в ревизуемой организации бухгалтерских и других документов о произведенных затратах осуществляются проверки в тех организациях, от которых поступили или которым переданы материальные ценности или денежные средства. Эти проверки называются встречные.

От степени охвата, периода или объема показателей, подвергающихся документальной проверке, ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические, комплексные.

Полная ревизия проводится, когда необходимо всесторонне проверить хозяйственно-финансовую деятельность.

Частичная ревизия предполагает проверку одного или нескольких участков работы ревизуемого объекта.

При тематических ревизиях проверяется положение дел на одном из участков работы нескольких предприятий (учреждений) отрасли или ведомства.

Комплексная ревизия — это ревизия всех разделов работы проверяемой организации. Ею охватываются не только вопросы, связанные с хозяйственно-финансовой деятельностью, но также технические, кадровые и др.

Каждый вид ревизии может: быть проведен сплошным методом, когда проверяются все документы за ревизуемый период (как правило, с момента последней ревизии), и выборочным, при котором ревизуются документы за определенный период, представляющий наибольший интерес, исходя из целей данной ревизии.

Проверка (вторая форма последующего контроля), как правило, проводится экономистами финорганов на закрепленном за ними участке работы (по бюджету, налогам, штатам и т.д.). Проверке подвергаются по хозрасчетным организациям выполнение плановых показателей, их финансовое положение и тем самым обеспеченность своевременного и полного поступления платежей в бюджет, а по бюджетным учреждениям — составление и исполнение их сметы расходов. При этом проверяется соблюдение законности, эффективности использования средств, выделенных на текущее содержание, оснащение учреждений и др.

Третьей формой последующего контроля является анализ финорганами отчетов ведомств, управлений, отделов исполнительных органов власти, организаций и учреждений.

По итогам рассмотрения результатов указанного анализа могут быть внесены уточнения в финансовые планы организаций в сметы бюджетных учреждений, увеличивающие платежи в бюджет и сокращающие ассигнования из бюджета.

Результаты ревизии или проверки оформляются актом. В нем обязательно должны быть отражены вопросы и период, охваченные ревизией, выявленные злоупотребления, недостатки, нарушения действующего законодательства, инструкций и других нормативных актов, а также указаны виновные должностные лица.

Важным этапом контрольной работы является реализация ма­териалов ревизий и проверок. Ее формы зависят от объекта проверки и характера выявленных недостатков и нарушений. В принимаемом документе по результатам ревизии намечаются мероприятия по устранению выявленных упущений в деятельности организаций и учреждений, а на виновных лиц налагаются взыскания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *