Финансирование приоритетных национальных проектов
Посланием Президента РФ Федеральному Собранию определены основные приоритетные государственные программы — национальные проекты в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство.
Среди основных направлений развития здравоохранения — развитие первичной медико-санитарной помощи, модернизация системы обязательного медицинского страхования, усиление профилактической направленности здравоохранения и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Например, для финансирования расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, предусмотрена выдача родовых сертификатов, которые оплачиваются из средств Фонда социального страхования.
В рамках проекта в сфере образования предусмотрено повышение заработной платы учителей и молодых ученых, предоставление государственных грантов, создание специальных центров для обучения военнослужащих, переход к нормативно-подушевому финансированию учебного процесса.
В рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» более 110 тыс. молодых семей должны получить возможность улучшить свои жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных кредитов. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры должно позволить увеличить объем жилищного строительства более чем на одну треть по сравнению с 2004 г. Следует сформировать нормативную базу, необходимую для выпуска ипотечных ценных бумаг, а также разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов, значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, предоставив ему серьезные государственные гарантии. Особое внимание должно быть уделено обеспечению жильем военнослужащих.
При финансировании сельского хозяйства особое внимание уделяется созданию системы земельно-ипотечного кредитования, позволяющей привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков, в том числе субсидированию из федерального бюджета процентных ставок по кредитам сроком до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Развитие сельхозлизинга должно позволить стране в течение двух лет поставить десятки тысяч голов племенного скота, а также технику и оборудование для животноводства.
В рамках реализации национального проекта в области поддержки сельского хозяйства разрабатываются различные региональные проекты.
Примером может служить проект «Развитие агропромышленного комплекса Республики Башкортостан». На реализацию проекта планируется в ближайшие пять-шесть лет затратить около 10 млрд руб., в том числе субсидировать процентные ставки по инвестиционным кредитам в объеме 267 млн руб. на развитие животноводства (две трети суммы — за счет средств федерального бюджета). Основными направлениями финансирования являются:
создание высокоэффективного животноводческого бизнеса, включающего производство свинины, комбикормов, переработку мяса и реализацию мясопродуктов;
создание высокотехнологичного рентабельного сельхозпредприятия по снабжению населения качественными молочными продуктами и строительство молочной фермы.
Если проект «Развитие агропромышленного комплекса Республики Башкортостан» будет успешно реализован, то к 2008 г. по лизингу будет закуплено 10 тыс. голов крупного рогатого скота, более 3 тыс. свиней и 2 тыс. овец.
По инициативе Газпрома должна быть реализована масштабная программа газификации страны. В ближайшие три года в программу планируется вложить не менее 35 млрд руб. Такая программа особенно необходима сельским территориям страны.
Дальнейшая реализация приоритетных направлений социально-экономического развития предусматривается Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2008 г. предусматривается уменьшить на 5,6 млрд руб., или на 2,4%, по сравнению с 2007 г., а в 2009 и 2010 гг. планируется уменьшение по сравнению с предыдущим годом на 19,1 млрд руб., или на 8,3%, и на 67,7 млрд руб., или на 32,2%, что объясняется объективными факторами.
Расходы на реализацию национального проекта «Образование» в 2008 г. уменьшены на 12,5% по сравнению с 2007 г., в 2009 г. — почти на 50% по сравнению с 2008 г. В 2010 г. бюджетные ассигнования по данному национальному проекту зарезервированы в объеме 11,7 млрд руб. до принятия соответствующих решений по их дальнейшему использованию. В среднесрочной перспективе значительный объем ассигнований из федерального бюджета планируется направлять в бюджеты субъектов РФ.
Аналогичная тенденция складывается по всем национальным проектам. Расходы на реализацию национального проекта «Здоровье» в 2008 г. предусмотрено сократить на 23,1% по сравнению с 2007 г.; в 2009 г. расходы запланировано увеличить лишь на 5,6 млрд руб., или на 6,5%, по сравнению с 2008 г. В 2010 г. бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий указанного национального проекта резервируются и переводятся в текущие расходы федерального бюджета по соответствующим разделам.
При осуществлении проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» обращено особое внимание на государственную поддержку создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства. Ассигнования в целом увеличены в 2008 г. на 14,7 млрд руб. по сравнению с 2007 г., в 2009 г. — на 6,7 млрд, а в 2010 г. уменьшены на 3,3 млрд руб. по сравнению с 2009 г. С этой целью в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» предусмотрено направить в 2008 г. 6,0 млрд руб., в 2009 г. — 8,0 млрд руб.
По подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» бюджетные ассигнования предусмотрены с учетом увеличения стоимости 1 м2 общей площади жилья и составят в 2008 г. 4,6 млрд руб., в 2009 г. — 4,7 млрд руб. и в 2010 году — 4,9 млрд руб. (в 2007 г. они составляли 3,6 млрд руб.). Освоение указанных средств будет направлено на обеспечение жильем свыше 112 тыс. молодых семей.
Расходы по развитию агропромышленного комплекса в основном должны быть сконцентрированы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. На ее реализацию предполагается выделить: в 2008 г. — 15 млрд руб., в 2009 г. — 17,4 млрд и в 2010 г. — 30 млрд руб.
Предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по обеспечению доступным жильем 42,01 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в объеме 6,4 млрд руб., в том числе на 2008 г. —2,2 млрд руб., на 2009—2010 гг. — по 2,1 млрд руб. ежегодно.
Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в 2008 г. составят 43,9 млрд руб., в 2009 г. — 47,6 млрд руб., или на 8,4% больше, чем в 2008 г., а в 2010 г. — более 90 млрд руб. с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала. Выплаты в размере 250 тыс. руб. при рождении после 1 января 2007 г. второго ребенка планируются с 1 января 2010 г. В 2010 г. предстоит осуществить первые фактические выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала. К этому времени должна быть сформирована система управления средствами материнского (семейного) капитала.
В 2008 г. предусмотрены бюджетные ассигнования на развитие высокотехнологичных медицинских центров в области родовспоможения в объеме 8,0 млрд руб., а в 2009 г. — 12,0 млрд.
Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 было утверждено Положение «О Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов». Совет является совещательным органом при Президенте РФ, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.
Основными задачами Совета являются:
- подготовка предложений Президенту РФ по разработке при-оритетных национальных проектов и мер, направленных на их реализацию;
рассмотрение концептуальных основ, целей и задач приоритетных национальных проектов, определение способов, форм и этапов их реализации;
анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и подготовка предложений по ее совершенствованию.
Для решения возложенных на него задач Совет имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций, а также от должностных лиц;
приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных и других организаций;
направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах по вопросам, связанным с разработкой и реализацией приоритетных национальных проектов, проводимых федеральными органами государственной власти, органами госу-дарственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями;
привлекать в установленном порядке для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов государственной власти.
В состав Совета входят председатель Совета, его первый заместитель и заместители, секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах. Председатель Совета — Президент РФ.