Финансирование малого бизнеса

Обычная небольшая фирма, как правило, никакого отношения к высоким технологиям не имеет. Это или магазинчик, франшизинговое подразделение, компания, предоставляющая услуги, или небольшая фирма-производитель. Даже если она работает вполне успешно, она останется маленькой. Такой прогноз отнюдь не уменьшает значимость малого бизнеса для экономики, наоборот. Просто следует признать, что рост в данном случае — не первоочередная задача. Обычно типичная малая фирма сильно зависит от одного — двух человек, которые ею владеют и занимаются почти всем, т.е. специализация для них невозможна. Они постоянно на линии огня, большая часть решений принимается без должного анализа. Здесь постоянно следят за текущей работой, и поэтому нет времени для стратегического планирования.

Во-первых, малые фирмы не могут эмитировать обыкновенные акции. Весь капитал формируется за счет владельцев, а также прибылей от бизнеса. Нехватка денег существенно ограничивает какие-либо планы руководства, нацеленные на расширение. Основными источниками финансирования являются кредиторская задолженность по расчетам, а также ссуды банков или финансовых компаний. Торговый кредит зачастую служит буфером для непредвиденных колебаний денежной массы. Когда фирма находится в стесненном денежном положении, она склонна к замедлению платежей. В очень трудной ситуации можно использовать финансирование за счет начислений: задержки выплаты заработной платы, выплат по привлеченным средствам, а также подоходного налога. Конечно, такие действия чего-то стоят фирме.

Более того, перечисленные факты могут скрыть постоянную потребность в средствах, а следовательно, компании нужно искать другие источники. Ссуды банков и финансовых компаний, как правило, требуют обеспечения дебиторской задолженностью или запасами. Нередко владельцев просят гарантировать ссуду, поставить на карту личное имущество и разделить риск.

Любая средне- и долгосрочная ссуда также должна быть обеспечена. Оборудование можно купить по контракту условной продажи или с использованием обеспеченного кредита либо взять в аренду. Если фирме принадлежит здание, в котором она работает, под него можно получить закладную, но небольшие фирмы обычно берут краткосрочные ссуды.

Из табл. 7.8.1 видно, что малому предприятию требуется больше наличности, чем большому, которое экономит за счет роста масштабов производства, а кроме того, небольшая компания имеет меньшие размеры запасов на складе из-за разницы подходов к ведению бизнеса. Показатель складского товарооборота гораздо больше, чем у крупной фирмы, что также доказывает разницу их природы. Что касается финансирования, то малый бизнес основывается преимущественно на заемных средствах и в меньшей степени на собственном капитале, в отличие от больших компаний. Данная взаимосвязь отражает трудность накопления своего капитала. Кроме того, менее прибылен сбыт. Остальные цифры говорят сами за себя. Таким образом, главное, в чем различаются компании этих двух видов, маленькие в большей степени зависят от заемных средств и располагают меньшими запасами на складе при большем их обороте.

 

Таблица 7.8.1. Сравнение структуры балансов и финансовых коэффициентов фирм-производителей инструментов и оборудования для металлообработки

 

  Стоимость активов
 

 

Менее

1 млн долл.

От 10 до 50 млн долл.
Денежные средства 8,1% 4,8%
Дебиторская задолженность 29,9% 20,3%
Запасы 19,0% 36,8%
Другие текущие активы 1,9% 4,1%
Чистая стоимость основных средств 34,1% 28,0%
Другие не текущие активы 7,0% 6,0%
Итого активов 100,0% 100,0%
Векселя к оплате 10,0% 13,0%
Счета к оплате 14,9% 11,1%
Начисления 6,4% 2,8%
Другие текущие обязательства 10,1% 10,4%
Долгосрочные обязательства 21,8% 17,5%
Собственный капитал 36,8% 45,2%
Итого обязательств и собственного капитала 100,0% 100,0%
Коэффициент покрытия 1,5 2,0
Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 0,7
Средний период инкассирования 47 54
Оборачиваемость запасов 9,0 2,4
Дебиторская задолженность/собственный капитал 1,6 1,0
Прибыль до уплаты налогов 2,3 3,3

 

Типичная небольшая фирма вовлечена, может быть, даже чрезмерно, в управление оборотным капиталом. Ввиду небольшой капитализации руководство фирмы очень беспокоится о ликвидности. Основная задача — умелое планирование денежных потоков, т.е. отслеживание дебиторской задолженности и наказание опаздывающих должников.

Поэтому, чтобы беспричинно не омертвлять средства, необходимо эффективно управлять запасами. Финансовые проблемы обычно возникают, когда допущены просчеты в управлении дебиторской задолженностью или запасами. Как уже говорилось, также важно управлять краткосрочными обязательствами: оттягивание выплат поставщикам, чтобы достичь уменьшения этой статьи, хотя бы и временного. Некоторые малые фирмы являются франшизинговыми подразделениями. Они, как правило, берут свои здания в аренду, поэтому основными задачами их руководства становятся управление запасами, контроль за расходами, сбыт и планирование оплаты счетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *