Философско-методологичский монизм и советская теория права

1. Марксистско-ленинская концепция монизма связана с пониманием мира как противоречивого развивающегося единства многообразного, в основе которого лежит одна (материальная) субстанция. Такое содержание наиболее адекватно выражается понятием "диалектико-материалистический монизм", которое позволяет, в отличие от широко употребляемого в отечественной литературе термина "материалистический монизм", отграничить монистическую концепцию марксизма от вульгарно-материалистических и ме тафи зико-материалисти че ских подходов.

2. Принцип диалектико-материалистического монизма имеет следующие основные аспекты: онтологический (единство мира "самого по себе"), гносеологический (единство субъекта и объекта, содержания сознания и внешнего мира) и логический (единство результатов процесса познания действительности). Их содержание раскрывается и конкретизируется в ряде самостоятельных принципов: материального единства мира (онтологический аспект), отражения (гносеологический аспект) и единства знания (логический аспект).

3. Анализ методологических ориентации современной науки позволяет сделать вывод о необходимости выделения принципа единства знания в качестве относительно самостоятельного регулятива познания. Научное объяснение объективной детерминированности и эвристической значимости в познании принципа единства научного знания возможно только на основе целостного, многоаспектного понимания принципа диалектико-материалистического монизма. Оно раскрывает несостоятельность философско-мировоззренческих позиций тех ученых-естествоиспытателей, которые достаточно успешно используют эвристические возможности принципа единства знания в своей конкретно-научной области,

но решают вопрос об источнике единства на основе какого-либо

иного варианта монизма (идеалистического, механистического и др.), либо вообще игнорируют его мировоззренческое содержание и объявляют его "псевдопроблемой".

4. В научном познании принцип диалектико-материалисгического монизма конкретизируется в принципе единства научного знания (а также в принципах единства его отдельных областей: физического, биологического и др. знания), единстве научной картины мира, монистических аспектах стиля мышления (идеале единой науки и др.), субстанциональном подходе, методологических принципах (редукции, экстраполяции, аналогии, простоты, соответствия и др.). Это обеспечивает его проникновение и эффективное использование на всех уровнях и этапах научного познания.

В советской философской литературе вопрос о статусе проблемы монизма решается с альтернативных позиций. С одной стороны, высказывается мнение, что проблема монизма является только прерогативой философии и исследователей должны настораживать попытки многозначного использования данного понятия (Р.С.Карпинская). С .другой же стороны, обращение к литературе показывает, что понятие монизма используется при решении широкого круга специально-научных проблем (исследовании общественных явлений, изучении синтетических тенденций в развитии научного знания, разработке концепции деятельности, многомерного развития личности и др.), где указанный принцип существенно модифицируется и получает дальнейшую конкретизацию.