Фенологические наблюдения на разных этапах биологического образования: содержание, организация, дидактическое значение.

 Фенология — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки ( Морран — 1853). Фенология регистрирует и изучает сезонные явления мира растений и животных (биофенология), а также даты установления и схода снежного покрова, первых и последних заморозков, ледостава и размерзания водоѐмов и т.п. Фитофенология регистрируют сезонные фазы развития: набухание и раскрывание почек, облиствение, цветение (начало и конец), созревание плодов и семян, осеннее расцвечивание листвы, листопад. Зоофенология: у млекопитающих — пробуждение от спячки, появление молоди, сезонные линьки и миграции; у птиц — гнездование, откладка яиц, вылупливание и вылет птенцов, а у перелѐтных — также весенний и осенний перелѐты; у членистоногих — пробуждение зимовавших особей, вылупление личинок, появление взрослых насекомых из куколок, яйцекладки.

 Фенологические наблюдения – это наблюдения за сезонными проявлениями природы, за стадиями развития растений и животных.

 Значение: развитие наблюдательности и познавательного интереса; развитие исследовательских умений.

 Участок для наблюдений должен отвечать следующим требованиям:

 1) удобство для посещения в течение многих лет, т.е. данный участок и маршрут его посещения должен располагаться в непосредственной близости от наблюдателя и его посещение не должно быть связано с большими тратами времени и сил;

 2) типичность участка для данной местности, т.е. места постоянных наблюдений по рельефу и растительности не должны резко отличаться от окружающей местности;

 3) древесные растения на участке должны быть представлены не одиночными экземплярами, достаточно большими группами (не менее 5-10 штук).

 4) травянистые растения также должны быть представлены достаточно большим количеством экземпляров.

 В городах местами наблюдений обычно являются пришкольные участки, парки, скверы, хорошо озелененные улицы.

 После того как выбраны участки и намечены маршруты наблюдений, необходимо детально их описать. Выбрав места для наблюдений, приступают к выбору объектов наблюдения.

 Требования к отбору объектов и явлений: определенные требования:

 1) объекты наблюдений должны быть широко распространены, что диктуется необходимостью получения однотипных наблюдений на больших территориях;

 2) объекты наблюдений должны быть хорошо известны и безошибочно узнаваемы;

 3) отмечаемые явления должны относиться к наиболее характерным для отдельных сезонов года, так как одна из главных задач общих фенологических наблюдений заключается в разработке фенологической (биоклиматической) периодизации года применительно к различным природным зонам и районам.

 Наблюдать необходимо не менее чем за 10 деревьями или кустарниками одного вида. Выбранные экземпляры надо отметить несмывающимися этикетками, хорошо заметными издали. Для наблюдения за травянистыми растениями достаточно заложить постоянную площадку размером 5×5 м, четко обозначив ее границы.

 Регулярность наблюдений — важнейшее условие получения надежных фенологических данных. В разное время года темп сезонного развития неодинаков. В весеннее время явления сменяются быстро, поэтому весной наблюдения необходимо проводить ежедневно. Летом допускаются достаточно большие перерывы, а в конце лета и осенью, в период созревания плодов и семян или отлета птиц, снова возникает необходимость в более частых наблюдениях. В зимний период возможно проводить наблюдения 1 раз в 10 дней.

 Правила регистрации фенологических наблюдений в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании. При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

 1. Записи необходимо вести в записной книжке простым карандашом. Записывать шариковой или гелевой ручкой не разрешается, так как при намокании книжки текст пропадает. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять.

 2. Регистрация наблюдения должна проводиться непосредственно в ходе их наблюдения — "в поле". Откладывая записи, полагаясь на память, всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться.

 3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из года в год.

 4. В дневнике по каждому выходу после указания даты и часов наблюдения следует отмечать:

 состояние погоды и явления в неживой природе;

 изменения (явления) в растительном и животном мире.

 5. В дневник следует заносить не только необходимые данные, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание.

 6. Записи должны быть как можно более полными, с необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять.

 Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: метеорологические, гидрологические, ботанические, зоологические).

 Результаты своих наблюдений школьники могут оформить в виде настенных таблиц с рисунками, фотографиями, выдержками из литературных произведений. Одна из распространенных форм наглядного оформления результатов наблюдений — фенологическое дерево.