факторы роста организаций
Рентабельность организаций: показатели, методика расчета, факторы роста
Рентабельность – показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
Рассчитывают и анализируют в хозяйственной практике следующие показатели рентабельности, которые можно сгруппировать в следующие группы:
1)Показатели рентабельности по видам деятельности.
Rт = Приб от ТекДеят/Расх по ТД *100; Rи = П от ИнвестДеят/Р от ИнвД * 100 ; Rф=Пфин деят/Р по ф.д. *100
Эти показатели позволяют оценить доходность каждого вида деятельности.
2)Показатели рентабельности продукции. Рассчитываются по всей товарной продукции и реализованной продукции, а так же по отдельным ее видам. Основными в этой группе являются – рентабельность продукции:
R тов продукции = (Приб ТовПрод/ Себестойм ТП) * 100,
R продаж = (Приб от реал / Выр без КосвНал) * 100,
R отдельных видов прод=
Эти показатели позволяют планировать цены, себестоимость и прибыль.
3)Рентабельность производственных ресурсов=
4)Показатели рентабельности вложений или капитала.
R совокупного капитала =Приб/Сов-й капитал*100
R основного капитала =Приб/Основной капитал*100
R оборотного капитала =Приб/Оборотный кап-л*100
R собственного капитала =ЧистПриб/Собст-й кап-л*100
Эффективность использования заемного капитала может быть оценена на основе показателя эффекта финансового рычага:
(Рентабельность совокупного капитала – ставка ссудного %) * (1- коэффициент налогообложения прибыли) *
Преимуществом показателей рентабельности является то, что они практически не подвержены влиянию инфляции.
Показатели рентабельности позволяют сопоставлять результаты деятельности в динамике, выявлять тенденции и принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях оптимизации прибыли.