Экономическое содержание и плательщики НДС

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, которые занимают одно из основных мест в отечественной налоговой системе. К ним относятся также акцизы и таможенные платежи.

В мировой налоговой практике впервые НДС стал взиматься во Франции. Схема его взимания была описана М. Лоре в 1954 г., а в налоговую систему Франции полностью он был введен в 1968 г., который заменил функционирующий в тот период в стране налог с оборота.

В настоящее время НДС взимается  в 140 странах мира. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Вообще, наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕЭС.

В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». В настоящее время, механизм исчисления и уплаты данного налога регулируется гл. 21 части второй НК РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах.

В 1992 г., когда был введен НДС, налог исчислялся по единой ставке — 28 процентов. Такая величина была продиктована необходимостью компенсировать выпадающие доходы бюджета вследствие отмены налога с оборота. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы (происходило постоянное снижение объемов производства в натуральном выражении) и развивающейся инфляцией ставка налога оказалась чрезмерно высокой для отечественных товаропроизводителей. В целом ставка НДС в 28% просуществовала недолго. Уже в марте 1992 г. было принято решение о введении пониженной ставки — 15% по некоторым продовольственным товарам (хлеб, молоко, растительное масло и др.). С 01.01.93 г. ставка налога снижается до 20%, а по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей она устанавливается в размере 10%. Начиная с 01.01 2004 года, НДС исчисляется по следующим ставкам — 18; 10 и 0 процентов.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 18 или 10%, применяются расчетные ставки соответственно 15,25 и 9,09%.

НДС по экономическому содержанию представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он имеет универсальный характер, поскольку взимается практически со всех товаров, работ, услуг в течение всего кругооборота товаров — от предприятия до магазина. Причем каждый промежуточный участник этого процесса является плательщиком данного налога.

НДС — это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в качестве сборщиков данного налога, т.к. он устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем.

Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом взимаемым при продаже и при покупке.

Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, и его величина изменяется пропорционально росту величины объекта обложения, а ставки при этом остаются неизменными. Применение той или иной ставки зависит от того, что является объектом налогообложения.

В России в объект налогообложения включены суммы, не имеющие отношения к добавленной стоимости: суммы штрафов, акцизные надбавки и др. Из этого следует, что название налога и механизм его исчисления противоречат его экономическому определению. Налог на добавленную стоимость в РФ ориентирован на повсеместный и всеобъемлющий охват результатов товарообменных операций, чем объясняется его чрезвычайно высокое фискальное значение. В 2004 г. в федеральный бюджет поступило 1069,7 млрд. руб., что равнозначно 39,5% от всех налоговых поступлений. Он продолжает удерживать первое место в налоговых доходах федерального бюджета. Средства, поступающие от НДС, позволяют решать задачи самого различного уровня.

Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

В соответствии со ст. 143 гл. 21 НК РФ плательщиками НДС признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.

Условия и порядок освобождения от уплаты НДС

Кредитные организации, как и другие юридические лица, в соответствии с ст. 145 НК РФ имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Данная льгота предоставляется при условии, что за три предшествующих последовательных налоговых периода сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. В соответствии с методическими рекомендациями по применению гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) следует определять следующим образом:

1) устанавливается метод, по которому организация платит НДС (по отгрузке или по оплате);

2) для расчета берется выручка от реализации как облагаемых, так и необлагаемых товаров (работ, услуг);

3) для расчета принимается любая форма оплаты за реализованные товары (работы, услуги) – как в денежной, так и в натуральной;

4) выручка учитывается как от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, так и за ее пределами;

5) не учитывается выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход. Кроме того, не включаются в выручку суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ: авансы, финансовая помощь, штрафы за неисполнение договоров и т.п.

Освобождение по уплате НДС не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ.

Организации, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, к которым относятся: 1) выписка из бухгалтерского баланса; 2) выписка из книги продаж; 3) копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и документы должны быть представлены организацией не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого она использует право на освобождение. Если налогоплательщик изъявляет желание воспользоваться продлением освобождения, то по истечении 12 календарных месяцев, в которых пользовался освобождением, он должен письменно уведомить налоговые органы (не позднее 20-го числа последующего месяца) о продлении освобождения или он переходит на общий порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет.

Важным моментом является то, что отказаться от использования данной льготы организация не имеет права до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено: если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысит 2 млн. руб. и (или) налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров. При наличии у налогоплательщика указанных фактов, то начиная с 1-го числа месяца, в котором было утрачено право на освобождение, он лишается его до окончания 12 последовательных календарных месяцев. При этом он обязан восстановить сумму налога за тот месяц, в котором имело место превышение 2 млн руб. либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и внести ее в бюджет в установленном порядке.

Если организация в период действия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика была реорганизована в другую организационно-правовую форму и созданное юридическое лицо является правопреемником, то право на освобождение сохраняется за реорганизованной организацией до истечения установленного срока.

Объект налогообложения по НДС

В соответствии с действующим налоговым законодательством объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары и результаты выполненных работ и оказанных услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль. (В частности, кредитные организации, в состав которых входят подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, объектом налогообложения в данном случае является передача им товаров и выполнение (оказание) указанными организациями работ (услуг), расходы по приобретению (выполнению) которых не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль[1]);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Объектами налогообложения являются передача товаров и выполнение работ (оказание услуг), не связанных с производством продукции.

Кроме того, реализация товаров (работ, услуг) как объект налогообложения НДС бывает двух видов: возмездная реализация и безвозмездная реализация. В хозяйственной практике кредитных организаций встречаются самые различные примеры возмездной реализации: от обычных договоров купли продажи, мены до особых операций, например: реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

 

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется кредитными организациями в зависимости от особенностей реализации приобретенных ими на стороне товаров и оказанных услуг (работ).

При реализации товаров (работ, услуг) налогооблагаемая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ за вычетом НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, на безвозмездной основе и при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства – налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов, но без НДС.

При реализации имущества, в стоимость которого входит НДС, налоговая база представляет собой разницу между стоимостью реализованного имущества (по рыночным ценам) с учетом НДС, акцизов и остаточной стоимостью имущества (с учетом переоценки).

При реализации организации в целом как имущественного комплекса налоговая база определяется отдельно по каждому из видов активов организации. Формирование налоговой базы будет различно для случаев, когда организация продана на аукционе ниже или выше балансовой стоимости реализованного имущества. Для целей налогообложения применяются поправочные коэффициенты.

В первом случае, если организация продана ниже стоимости, поправочный коэффициент рассчитывается как отношение цены реализации организации к балансовой стоимости реализуемого имущества.

Во втором случае поправочный коэффициент рассчитывается как отношение цены реализации организации к балансовой стоимости реализуемого имущества. При этом цена реализации организации и балансовая стоимость реализуемого имущества уменьшаются на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке). В этом случае поправочный коэффициент к сумме дебиторской задолженности и стоимости ценных бумаг не применяется.

Продавец организации должен составить счет-фактуру с выделением в нем всех видов активов и общую сумму с НДС, по которой продан имущественный комплекс. Исчисление НДС производится по расчетной ставке.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, т.е. хозяйственным способом, налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов организации на их выполнение. Из этого следует, что налоговой базой при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами является стоимость фактически произведенных расходов на эти работы, т.е. стоимость сырья, материалов, расходы на оплату труда и т. п. В соответствии с НК РФ налог следует исчислять по ставке 18%.