Экономическое содержание бюджета

С сущностных позиций как экономическая категория бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера.

Так, в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

Бюджет государства как экономическая категория имеет различные организационно-правовые формы проявления. Различают следующие виды бюджетов: федеральный; республиканский, областной, краевой, национального округа, автономной области, города федерального значения; муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; городского и сельского поселения.

Бюджету государства как экономической категории присущи распределительная и контрольная функции.

Бюджет оказывает огромное влияние на общественное производство, выступая ускорителем социально-экономического развития общества. Является важным фактором успешного осуществления экономических и социальных преобразований.

Бюджетные  отношения  выполняют особое  назначение — распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности  и  часть национального богатства  с  целью предоставления  органам  государственной  власти  и  органам местного  самоуправления финансовых ресурсов.  При  этом финансовые ресурсы, являющиеся материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме — в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей.

Последние могут быть сгруппированы  и  представлены  следующими  видами потребностей  в:

  1. Оказании услуг общественного сектора экономики, и прежде всего услуг образования,  здравоохранения,  культуры  и  других услуг отраслей  социальной  сферы;
  2. Расширении общественного производства;
  3. Регулировании межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики;
  4. Содержании органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебной  власти,  органов  правопорядка, обеспечения  безопасности  и  обороноспособности  государства.

Таким  образом,  в системе общественных потребностей выделяются  как  потребности  самих органов  государственной  власти и  местного  самоуправления,  связанные  с  их  содержанием,  так и  потребности  субъектов  хозяйствования  и  отдельных  граждан.

Соотношение  отдельных  групп  потребностей  зависит от уровня экономического  развития  страны,  приоритетов,  целей  и  задач экономической  и финансовой  политики.