Экологическое воспитание и просвещение как составная часть биологического образования: содержание и методы осуществления.

 Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе по предмету.

 На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

 Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий собственной деятельности.

 Формы экологической работы в школе могут быть различными:

 • исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

 • конкурсные (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад и др.);

 • игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);

 • познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», дебаты, экскурсии, походы и др.);

 • продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).

 Во ФГОС заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы предметная область «Окружающий мир» предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития.

 В 6 и 7 классах можно расширять информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений, животных в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания), в качестве места обитания, глубже раскрываю почвообразующую роль.

 В 8 классе при изучении строения и функций организма, индивидуального развития организма, подробно рассматривают вопросы экологии человека, расширяют содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентируют внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия.

 Программа 9 класса включает темы, рассматривающие экологические вопросы. При изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза, модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.

 В программе 10 класса вопросы экологии затрагиваются лишь в теме «Развитие организма и окружающая среда» и частично в теме «Основные закономерности изменчивости» (Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств), что конечно не может способствовать выполнению задач формирования экологического сознания учащихся. Поэтому в содержание практически каждого урока добавляют экологическую информацию, связанную с конкретной темой урока.

 В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды, основ экологии, биосферы и человека. В эти темы я добавляют лишь региональные данные, информацию по району, а также последние данные из газет, журналов и Интернет.