Древнегреческая музыкально-поэтическая культура
Из всех древних государств, расположенных вокруг Средиземного моря, наибольшее значение в дальнейшем развитии художественной культуры выпало на долю древней Греции. Древнегреческая культура восходит к 3 тысячелетию до н.э. На острове Крите и в городе Микенах обнаружены роскошные гробницы, золотые и серебряные украшения, красиво отделанное оружие, много сосудов из глины с замечательной многоцветной росписью. Стены помещений разукрашены картинами из народной жизни. Здесь можно было встретить изображения хороводных танцев, сопровождаемых пением, игрой на музыкальных инструментах: лире, цитре.
В дальнейшем музыкально-поэтическое искусство достигло значительного развития преимущественно в Спарте, которой принадлежала политическая гегемония в это период. Уже в VII веке до н.э. в Спарте музыка была поставлена на службу государству и включена в систему воспитания юношества.
Традиции спартанской хоровой лирики в VII веке до н.э. продолжает Алкман из Сард; он создает партении для женских хоров, отличавшихся высокой культурой ансамбля (чередование соло и хор, принцип антифонности). У него же намечаются попытки создания трехчастной хоровой структуры (две строфы и эпод), которым предстоит сыграть большую роль в трагедийных хорах. Вслед за этим Ивик вводит в обиход профессиональной культуры отрочьи хоры, издавна бытовавшие в народе.
Развитие хоровой культуры было связано с наличием особых хоровых объединений – специальных «союзов певцов и танцоров». В таких объединениях разучивались все более сложные произведения. В конце VII – начале VI века до н.э. развертывается деятельность выдающегося «хорового руководителя» древней Греции – Стасихора.
Первоначально элегия – жалобная песнь под «флейту из тростника»; игрой на флейте сопровождались причитания по умершим. Высшего подъема хоровая лирика достигла в одах (собственно «песнопениях») Пиндара и его современников. Пиндар создавал оды в честь победителей на Пифийских и других играх. Отсюда торжественность, приподнятость настроения, назидательно-морализирующий характер, особое строение оды: в центре – легендарное повествование, обрамленное воспеванием победителя или похвалой народному празднеству. Музыкально-поэтический склад од Пиндара связан с принципом трехчастности, (чередование строфы, антистрофы и эпода применительно к движениям поющего и пляшущего хора).
Съезд победителя состязаний в родной город сопровождался победными песнями – эпиникиями. Таким образом, вслед за хоровыми песнями и плясками, посвященными богам, содержанием хоровой лирики в дальнейшем все чаще становятся подвиги исторических личностей.