Бюджетный процесс в Российской Федерации

Бюджетный процесс в Российской Федерации, характеристика его этапов

Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, организации государственного и муниципального финансового контроля.

Бюджетный процесс строится в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности Бюджетным кодексом РФ, законодательными и другими нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса делятся на группы:

Органы, обладающие бюджетными полномочиями (все они имеют право законодательной инициативы):

Президент РФ, Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, ЦБ РФ,

Счетная палата РФ и контрольно — счетные палаты субъектов РФ, Органы управления государственными внебюджетными фондами, Главные распорядители бюджетных средств.

Органы, не обладающие бюджетными полномочиями:

Все бюджетополучатели, Кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.

Первый этап. Составление проекта бюджета.

Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально — экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также сводных финансовых балансов РФ, субъектов РФ. Прогноз развития содержит объем ВВП, промышленного производства, товарооборота, следовательно. Также закладываются объемы экспорта для государственных нужд, капитальные вложения для развития производства.

Бюджетная политика РФ и основные направления составления проекта бюджета на очередной финансовый год определяется посланием о бюджетной политике Президента РФ. Работа по составлению проекта бюджета начинается не позже, чем за 9 месяцев до начала планируемого года.

Используется следующая информация:

налоговое законодательство, действующее на момент начала разработки проекта бюджета,

нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы,

предполагаемые объемы финансовой помощи,

виды и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой, а также финансово — бюджетные нормы и нормативы.

В проекте закона о бюджете содержатся основные хар-ки бюджета:

общий объем расходов и доходов,

размер бюджетного дефицита,

прогнозируемые доходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации,

нормативы отчисления от собственных доходов бюджета, передаваемые бюджетам других уровней,

нормативы централизации доходов бюджетов других уровней,

общий объем капитальных и текущих расходов бюджета,

разбивка расходов по подразделениям бюджетной классификации, а также в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств),

расходы и доходы целевых бюджетных фондов,

объемы финансовой помощи бюджетам других уровней,

определяются основные характеристики государственного и муниципального долга, государственных и муниципальных заимствований.

Второй этап. Рассмотрение проекта бюджета исполнительным органом.

Осуществляется с 15 июля по 15 августа года, предшествующего планируемому. Федеральный бюджет сначала рассматривается на Президиуме Правительства РФ, куда входят 3 представителя регионов. После одобрения он выносится на заседание Правительства РФ с приглашением руководителей организаций, имеющих статус правительственных учреждений. В результате рассмотрения принимается решение об одобрении проекта бюджета, проекта закона бюджета и других пояснительных документов. Передача документов в законодательный орган происходит не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому.

Третий этап. Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом.

Внутри порядок рассмотрения определяется регламентом соответствующего законодательного органа.

В Госдуме сначала проект бюджета с формальной точки зрения смотрит бюджетный комитет: наличие всех документов, правильность заполнения. Копии отправляются в профильные комитеты (по обороне, культуре, образованию и др. ), Совет Федерации. Начинается рассмотрение:

I чтение. Определяются основные параметры:

общий объем доходов с разбивкой по видам;

общий объем расходов;

бюджетный дефицит и источники его покрытия;

лимит роста внешних и внутренних займов в течение года.

Могут быть отклонения:

образование согласительной комиссии с Правительством,

возвращение проекта бюджета Правительству на доработку,

объявление недоверия Правительству в связи с качеством предоставленного бюджета.

II чтение. Определение расходов в разрезе функциональной классификации.

III чтение. Определение расходов в разрезе ведомств и целевых государственных программ. Окончательно решается вопрос о поправках.

IV чтение. Формальное голосование за бюджет целиком.

После одобрения Госдумой бюджет проходит 1 чтение в Совете Федерации. Если он не принимает бюджет, то создается согласительная комиссия с депутатами Думы. Если они не приходят к компромиссу, то Дума при повторном голосовании 2/3 голосов может преодолеть неодобрение Совета Федерации. Дальше происходит подписание бюджета Президентом, опубликование и вступление его в силу. Если Президент не подписывает, то между ни м Советом Федерации создается согласительная комиссия и происходит процедура, описанная выше (как и между Советом Федерации и Госдумой).

Если бюджет не принимают, то он исполняется ежемесячно в размере 1/12 предыдущего года.