Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы её построения и функционирования.

 

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура бюджетной системы состоит из трёх уровней, при этом бюджеты позиционируют автономно.

 

Основные принципы бюджетного устройства РФ:

 

  1. единство бюджетной системы – обеспечивается единством правовой базы, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней;
  2. полнота бюджета – обеспечивается включением в бюджеты всех налоговых и неналоговых доходов в соответствии с законодательством и отражением всех операций по расходованию средств;
  3. реальность бюджета – основан на достоверности прогноза социально-экономического развития и других показателей, используемых при составлении бюджета;
  4. гласность;
  5. общего покрытия расходов – заключается в обеспечении полной сбалансированности расходов и доходов бюджета;
  6. самостоятельность бюджетов – обеспечивается правом самостоятельно составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать исполнение за каждым бюджетом;
  7. эффективность – предполагает использование бюджетных средств для достижения заданных результатов с наименьшим объемом затрат;
  8. адресность – предполагает целевой характер использования бюджетных средств, который должен обеспечиваться бюджетополучателем.

 

Консолидированный бюджет РФ лежит в основе её бюджетного устройства и предполагает свод бюджетов, составляемых органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней.

Он включает: федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ; включает бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

В рамках бюджетного процесса важное значение приобретает бюджетный федерализм: бюджетные взаимоотношения центра и регионов; Бюджетные взаимоотношения регионов и органов местного самоуправления, включая распределение расходов между бюджетами.

Основные принципы бюджетного федерализма:

 

  1. Распределение и закрепление расходов бюджетов за определенными уровнями бюджетной системы.
  2. Распределение и закрепление доходов бюджетов за определенными уровнями бюджетной системы.
  3. Самостоятельность бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
  4. Перераспределение средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов и интересов населения.
  5. Равенство всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

 

Основные модели бюджетного федерализма:

 

  1. Конкурентная модель.

Предполагает высокую степень децентрализации финансовых ресурсов, финансовую независимость региональных властей от центра и слабую вертикаль государственной политики. Применяется в небольших по территории государствах с большими диспропорциями в развитии регионов.

Достоинства: относительная независимость региона от центра; минимизация перераспределительных процессов.

 

  1. Кооперативная модель.

Центр участвует в выравнивании межрегиональных диспропорций, несет ответственность за поступление в регионы финансовых ресурсов, наблюдается процесс перераспределения огромных финансовых потоков и тесное сотрудничество региональных и центральных властей.

Достоинства: экономичность централизованного сбора налогов; большие возможности по аккумулированию средств для горизонтального выравнивания региональных бюджетов.

 

Особенности бюджетного федерализма в РФ.

 

В настоящее время в РФ есть следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

  1. Раздельные налоги (федеральный, региональный, национальный).
  2. Сквозные федеральные налоги, т.е. налоги, которые диктуются по твердым нормативам между бюджетами.
  3. Финансовые трансферты из федерального бюджета, которые выполняют организации финансовой помощи особо нуждающимся регионам.
  4. Дотации, субсидии и субвенции.
  5. Целевые федеральные программы в их территориальном аспекте.
  6. Взаимные расчеты и бюджетные ссуды.
  7. Обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

 

В механизме межбюджетных отношений в РФ одновременно действуют 2 принципа:

  • Унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов.
  • Дифференциальный подход на стадии формировании расходной части бюджета.

 

Основные недостатки системы бюджетного регулирования в РФ.

 

  1. Бюджетное регулирование сводится преимущественно к регулированию межбюджетных отношений. При этом недостаточно рассматриваются отношения между налогоплательщиками, формирующими доходную часть бюджета и бюджетами разных уровней. Не рассматриваются отношения между бюджетополучателями и бюджетами разных уровней.
  2. Перечисление трансфертов регионам подвержено потенциальному лоббированию.
  3. В рамках существующей системы трудно реализовывать стратегические планы и проводить рациональную и прозрачную бюджетную политику, уменьшающую финансовую зависимость регионов от центра.

 

 

Основные направления совершенствования российской модели бюджетного федерализма.

 

  1. Совершенствование совокупности механизмов формирования доходного потенциала бюджета каждого уровня. Вместо простого разграничения полномочий.
  2. Реализация комплекса мер организации исполнения бюджетов всех уровней, которые ориентируются на формирование рациональной структуры расходов, а также на единую систему контроля за исполнением доходной и расходной части бюджета.
  3. Разработка комплекса методов оказания финансовой помощи регионам.

 

 

Межбюджетные трансферты.

 

Они являются частью системы межбюджетных отношений и выполняют 3 функции:

  • Возмещение бюджетам нижних уровней расходов на услуги общенационально назначения.
  • Способствуют устранению проблем, возникших в связи с горизонтальными диспропорциями.
  • Являются для местных органов власти стимулом по наращиванию национального потенциала.

Виды межбюджетных трансфертов:

  1. Обусловленные трансферты – средства на дороги, природоохранные мероприятия и др. Предполагают: наличие условий; финансовую ответственность и отчетность их получателей; их главное отличие – финансирование проектов деятельности соответствующих национальным интересам.
  2. Безусловные трансферты – денежные ассигнования бюджетополучателям, которые используют их по собственному усмотрению; — на выравнивание уровня жизни регионов, социальной стипендии.

Право на получение трансфертов из фонда федеральной поддержки регионов имеют субъекты РФ, среднедушевые налоговые доходы, которые не достигают минимального уровня.