Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы её построения и функционирования.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Структура бюджетной системы состоит из трёх уровней, при этом бюджеты позиционируют автономно.
Основные принципы бюджетного устройства РФ:
- единство бюджетной системы – обеспечивается единством правовой базы, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней;
- полнота бюджета – обеспечивается включением в бюджеты всех налоговых и неналоговых доходов в соответствии с законодательством и отражением всех операций по расходованию средств;
- реальность бюджета – основан на достоверности прогноза социально-экономического развития и других показателей, используемых при составлении бюджета;
- гласность;
- общего покрытия расходов – заключается в обеспечении полной сбалансированности расходов и доходов бюджета;
- самостоятельность бюджетов – обеспечивается правом самостоятельно составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать исполнение за каждым бюджетом;
- эффективность – предполагает использование бюджетных средств для достижения заданных результатов с наименьшим объемом затрат;
- адресность – предполагает целевой характер использования бюджетных средств, который должен обеспечиваться бюджетополучателем.
Консолидированный бюджет РФ лежит в основе её бюджетного устройства и предполагает свод бюджетов, составляемых органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней.
Он включает: федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ; включает бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.
В рамках бюджетного процесса важное значение приобретает бюджетный федерализм: бюджетные взаимоотношения центра и регионов; Бюджетные взаимоотношения регионов и органов местного самоуправления, включая распределение расходов между бюджетами.
Основные принципы бюджетного федерализма:
- Распределение и закрепление расходов бюджетов за определенными уровнями бюджетной системы.
- Распределение и закрепление доходов бюджетов за определенными уровнями бюджетной системы.
- Самостоятельность бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
- Перераспределение средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов и интересов населения.
- Равенство всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.
Основные модели бюджетного федерализма:
- Конкурентная модель.
Предполагает высокую степень децентрализации финансовых ресурсов, финансовую независимость региональных властей от центра и слабую вертикаль государственной политики. Применяется в небольших по территории государствах с большими диспропорциями в развитии регионов.
Достоинства: относительная независимость региона от центра; минимизация перераспределительных процессов.
- Кооперативная модель.
Центр участвует в выравнивании межрегиональных диспропорций, несет ответственность за поступление в регионы финансовых ресурсов, наблюдается процесс перераспределения огромных финансовых потоков и тесное сотрудничество региональных и центральных властей.
Достоинства: экономичность централизованного сбора налогов; большие возможности по аккумулированию средств для горизонтального выравнивания региональных бюджетов.
Особенности бюджетного федерализма в РФ.
В настоящее время в РФ есть следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:
- Раздельные налоги (федеральный, региональный, национальный).
- Сквозные федеральные налоги, т.е. налоги, которые диктуются по твердым нормативам между бюджетами.
- Финансовые трансферты из федерального бюджета, которые выполняют организации финансовой помощи особо нуждающимся регионам.
- Дотации, субсидии и субвенции.
- Целевые федеральные программы в их территориальном аспекте.
- Взаимные расчеты и бюджетные ссуды.
- Обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.
В механизме межбюджетных отношений в РФ одновременно действуют 2 принципа:
- Унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов.
- Дифференциальный подход на стадии формировании расходной части бюджета.
Основные недостатки системы бюджетного регулирования в РФ.
- Бюджетное регулирование сводится преимущественно к регулированию межбюджетных отношений. При этом недостаточно рассматриваются отношения между налогоплательщиками, формирующими доходную часть бюджета и бюджетами разных уровней. Не рассматриваются отношения между бюджетополучателями и бюджетами разных уровней.
- Перечисление трансфертов регионам подвержено потенциальному лоббированию.
- В рамках существующей системы трудно реализовывать стратегические планы и проводить рациональную и прозрачную бюджетную политику, уменьшающую финансовую зависимость регионов от центра.
Основные направления совершенствования российской модели бюджетного федерализма.
- Совершенствование совокупности механизмов формирования доходного потенциала бюджета каждого уровня. Вместо простого разграничения полномочий.
- Реализация комплекса мер организации исполнения бюджетов всех уровней, которые ориентируются на формирование рациональной структуры расходов, а также на единую систему контроля за исполнением доходной и расходной части бюджета.
- Разработка комплекса методов оказания финансовой помощи регионам.
Межбюджетные трансферты.
Они являются частью системы межбюджетных отношений и выполняют 3 функции:
- Возмещение бюджетам нижних уровней расходов на услуги общенационально назначения.
- Способствуют устранению проблем, возникших в связи с горизонтальными диспропорциями.
- Являются для местных органов власти стимулом по наращиванию национального потенциала.
Виды межбюджетных трансфертов:
- Обусловленные трансферты – средства на дороги, природоохранные мероприятия и др. Предполагают: наличие условий; финансовую ответственность и отчетность их получателей; их главное отличие – финансирование проектов деятельности соответствующих национальным интересам.
- Безусловные трансферты – денежные ассигнования бюджетополучателям, которые используют их по собственному усмотрению; — на выравнивание уровня жизни регионов, социальной стипендии.
Право на получение трансфертов из фонда федеральной поддержки регионов имеют субъекты РФ, среднедушевые налоговые доходы, которые не достигают минимального уровня.