Социально-экономическая сущность и функции бюджета
В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия бюджета как социально-экономического явления. Все их можно разделить на три группы:
— юридический подход к понятию бюджета – это определение, установленное Бюджетным кодексом РФ. Бюджет– это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
— организационный подход. С точки зрения организации бюджета – это документ. Бюджет – это финансовый план, представляющий роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия расходов. В настоящее время бюджет разрабатывается на три года, то есть является среднесрочным планом.
— экономический подход к бюджету – как к одному из звеньев финансовой системы.
Бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения и использования фонда денежных средств,, предназначенного для финансирования государством своих функций.
Отличием бюджета от других денежных фондов является то, что бюджет же обслуживает все народное хозяйство и не имеет узкой отраслевой направленности. При этом в формировании и использовании бюджетных средств участвуют все население страны и все организации.
Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:
- перераспределение ВВП и национального дохода;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Суть перераспределительной функции заключается в том, что государство, используя систему налогов, сборов, взносов, перераспределяет часть доходов, полученных в децентрализованной сфере, то есть первичных доходов. При этом за счет средств бюджета финансируется деятельность всего бюджетного сектора – учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.п. В результате формируются вторичные доходы – доходы работников бюджетной сферы.
Функция регулирования и стимулирования экономики реализуется через налоговую политику, путем установления различных ставок налогов, введения налоговых льгот или льготных режимов налогообложения. Государство может также осуществлять расходы на стимулирование отдельных видов экономической деятельности – финансировать бюджетные инвестиции, поддерживать сельское хозяйство, дорожное хозяйство и т.п.
Функция финансового обеспечения социальной сферы объективно связана с тем, что эта сфера чаще всего экономически не интересна бизнесу, поэтому ответственность за ее содержание принимает на себя государство. За счет средств бюджета осуществляется социальная поддержка граждан, обеспечение доступного и бесплатного образования, здравоохранения, содержание учреждений культуры и искусства.
Контрольная функция бюджета реализуется специально создаваемыми органами контроля, осуществляющими контроль за полнотой формирования, а также эффективностью, экономностью и целесообразностью использования бюджетных средств.