бюджетная система государства
Бюджетное устройство и бюджетная система государства.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система РБ — регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.
В унитарных государствах бюджетная система вкл. 2 уровня: 1. республиканский бюджет; 2. местные бюджеты.
В федеративных государствах вкл. 3 уровня: 1. федеральный бюджет; 2. бюджеты членов федерации; 3. местные бюджеты.
Бюджетная система РБ вкл. 2 уровня: республиканский и местные бюджеты.
Местные бюджеты подразделяются на:
- Бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые и городов районного подчинения).
- Бюджеты базового уровня (районные, городов областного подчинения).
- Бюджеты областного уровня и бюджет г. Минска.
Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов РБ. Консолидиров-ые бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Эти бюджеты – свод статистических бюджетных показателей. Показатели его используются для расчёта финансовых норм и нормативов, предназначенных для бюджетного планирования.
Бюджетная система РБ базируется на след принципах:
- Принцип единства (обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, также единством порядка исполнения бюджетов).
- Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов.
- Принцип сбалансированности бюджетов (объем расходов должен соответствовать объему доходов).
- Принцип гласности (открытости бюджетов всех уровней).
- Принцип самостоятельности бюджетов (утверждение республиканского бюджета утверждается законом РБ, а местных бюджетов – решениями местных советов депутатов).
- Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств (при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению заданных целей с использованием минимального объема бюджетных).
- Принцип общего покрытия расходов (все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета);
- Принцип достоверности бюджета (бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателях социально-экономического развития республики, соответствующей административно-территориальной единицы РБ);
- Принцип адресности и целевого назначения (бюджетные средства должны использоваться только на те цели, которые определены в бюджете).
- Принцип ответственности (каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия).