Антикризисные рекомендации

10 антикризисных рекомендаций для управления финансами компании

Ниже приведен список рекомендаций для антикризисного управления. В нем учтены предложения американской компании GrantThornton.

  1. Считайте деньги, а не прибыль:
  • в условиях замедляющейся экономики, оценка и управление CashFlow предприятия приобретает особое значение. Следует сосредоточиться на Cash, а не на показателях прибыли предприятия;
  • рекомендуется придерживаться строгой политики сбора долгов с дебиторов. Если клиент захочет воспользоваться вашими деньгами, он это сделает обязательно, если вы ему в этом не помешаете.
  1. Попытайтесь увеличить производительности компании:
  • проанализируйте возможность ускорения технологических процессов;
  • сократите до минимума все операции, которые не приносят ценности процессу;
  • найдите критичные «бутылочные горлышки» ваших технологических процессов и попытайтесь их устранить.
  1. Будьте безжалостны в контроле за расходами:
  • сократите расходы до минимума и обяжите руководителей отчитываться за любые траты;
  • спрячьте эмоции и сосредоточьте усилия на сокращении основной статьи расходов: персонале. Но объясняйте свои решения сотрудникам и мотивируйте тех, кто останется после сокращений;
  • однако не стоит автоматически резать расходы на маркетинг: это очень просто сделать, но вам будет тяжело отвоевывать свою долю на рынке, когда рынок стабилизируется;
  • помните, что вокруг много конкурентов и сокращение расходов не должно касаться сокращения присутствия бренда компании на рынке.
  1. Оценивайте клиентов и поставщиков:
  • изучайте любую финансовую информацию о клиентах. Перепроверяйте информацию, даже если контрагент выглядит «финансово здоровым»;
  • каждый раз, подписывая новый контракт, задавайте себе вопрос: что будет с моим бизнесом, если завтра контрагент объявит себя банкротом?
  1. Пересмотрите план по инвестициям в основной капитал:
  • инвестиции в новые активы могут лишить вас средств в самый неподходящий момент;
  • если инвестиции не являются для компании критичными с точки зрения миссии бизнеса, отложите их.
  1. Подружитесь с банками:
  • относитесь к своему банку как к стратегическому партнеру;
  • дайте ему максимально полную информацию о своих делах и состоянии бизнеса: банки зарабатывают на том, что дают в долг, поэтому им важно видеть, что вы процветаете и ваш бизнес стабилен, чтобы выдать вам кредит.
  1. Подумайте над альтернативными вариантами финансирования:

— в текущей ситуации нужно четко понимать план действий на случай проблем у вас или у вашего банка;

— необходимо искать источники, выходящие за пределы банковского финансирования:

  • заключение договоров с поставщиками с отсрочкой платежа;
  • использованиетолинга (не исключается возврат ко времени давальческих схем);
  • факторинговые схемы.
  1. Следите за компаниями, которые имеют проблемы и могут представлять для вас стратегический интерес:
  • многие компании, оказавшиеся на грани банкротства, будут искать стратегического инвестора;
  • не делайте приобретений только потому, что вам это по силам;
  • особую тревогу у вас должны вызывать предложения, в которых владельцы бизнеса ищут скорейшего избавления от своего детища (вместо разработки стратегии выхода из сложившейся ситуации.
  1. Защитите личное благосостояние:
  • может быть, вам и не очень нравится идея впустить в ваш бизнес еще нескольких владельцев, но привлечение позволит бизнесу выжить;
  • если вы все-таки выбираете путь заимствований, удостоверьтесь, что ваши персональные гарантии не подрывают вашего личного благосостояния за пределами бизнеса (лишиться крыши над головой гораздо XY же, чем потерять бизнес).
  1. Продумайте наихудшие сценарии:

— без паники; вы не одиноки! — Кризис затронул все отрасли и почти все компании;

— тщательно продумайте варианты развития ситуации:

  • есть ли смысл в продаже части бизнеса?
  • что даст привлечение дополнительного финансирования?

— ни в коем случае не дожидайтесь момента, когда ваша компания окажется без денег.

В заключение стоит сделать еще одну рекомендацию, которая носит организационный характер. Необходимо создать рабочую группу (в нее могут входить как сторонние специалисты, так и работники компании), которая наделяется особыми полномочиями.

Группа должна собрать необходимую информацию о состоянии компании и разработать план антикризисных мероприятий. План необходимо детально обсудить в составе собственников предприятия, топ-менеджеров, рабочей группы и компетентных в этом вопросе специалистов.

В зависимости от причин и глубины кризиса план может предусматривать различные меры, вплоть до ликвидации или продажи бизнеса. Однако эта самая радикальная мера должна быть рекомендована в самом крайнем случае. Первая задача, которую должен поставить руководитель рабочей группы, состоит в том, чтобы найти способы использования кризиса для повышения эффективности.