управление государственным долгом
Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства. На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований. При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта. Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа:
1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов,
- – погашение госдолга,
- — обслуживание госдолга. Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований. Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные. Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму. Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга. Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям. В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности. Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом. Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения. Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией. Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом. Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости. Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности. [1]
Для оценки проблем и перспектив, связанных с заимствованием средств, рассмотрим структуру государственного долга Российской Федерации. На сегодняшний момент в составе государственного долга России присутствуют долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, международными организациями, иностранными государствами и обязательства по государственным гарантиям, предоставленными Российской Федерацией. Структура и динамика государственного долга Российской Федерации представлена в таблице 1.
За последние пять лет наблюдается рост как внешнего, так и внутреннего государственного долга. С одной стороны, наличие значительного внутреннего долга является дополнительным фактором стабилизации и дальнейшего развития экономики, с другой стороны, рост государственного долга является причиной увеличения расходов по его обслуживанию в общей совокупности расходов федерального бюджета. Объем государственного долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года составил 10 299 119,3 млн. руб. и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2014 года на 2 750 782,0 млн. руб. За отчетный период из-за снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам доля государственного внешнего долга Российской Федерации в общем объеме ее государственного долга увеличилась с 24,2% до 29,7%.
Соответственно доля государственного внутреннего долга Российской Федерации сократилась с 75,8% до 70,3 %. Однако, используя только абсолютные величины, трудно оценить влияние долга на экономику страны. В этом отношении более показательными будут относительные показатели, рассчитанные в процентах к ВВП или ВНП.
Таблица 1
Показатель | 1.01.2011г. | 1.01.2012г. | 1.01.2013г. | 1.01.2014г. | 1.01.2015г. |
Государственный долг-всего, в том числе: | 4158154,0 | 5343217,4 | 6519894,5 | 7548337,3 | 10299119,3 |
К ВВП(%) | 9,0 | 9,5 | 10,5 | 11,4 | 14,4 |
Государственный внутренний долг | 2940391,6 | 4190553,0 | 4977898,0 | 5722239,3 | 7241169,5 |
К ВВП(%) | 6,3 | 7,5 | 8,0 | 8,6 | 10,1 |
Государственный внешний долг | 1217762,4 | 1152664,4 | 1541996,5 | 1826098,0 | 3057949,8 |
К ВВП(%) | 2,6 | 2,1 | 2,5 | 2,8 | 4,3 |
Динамика и структура государственного долга Российской Федерации за 2011-2015 гг. (млн. руб.)
Приведенные данные свидетельствуют о том, что объѐм государственных заимствований за анализируемый период имеет тенденцию роста: так сумма государственного долга значительно возросла в 2015 году по отношению к прошлому году на 2750782 млн. руб., в расчете к ВВП – на 3%; к 2013 году – на 3779224,8 млн. руб. и на 3,9%; к 2012 году – на 4955901,9 млн. руб. и 4,9% соответственно; к 2011 году эти показатели составляют 6140965,3 млн. руб. и 5,4% соответственно. Также необходимо отметить, что за анализируемый период, представленный в таблице, наблюдается возрастание долговой нагрузки и снижение долговой устойчивости. В течение 2011-2015 годов можно наблюдать стабильный рост показателя государственного долга к ВВП. В сравнении с допустимой нормой (не более 60% от ВВП) ситуация не является критичной, но снижение темпов роста ВВП в 2016 году может серьезно ухудшить положение.[2]
[1] . Воронин Ю.С. Управление государственным долгом / Ю.С. Воронин // Экономист. – 2012. – №1. – С.58-67.
[2] Вавилов А.П. Стабилизация и управление государственным долгом России / А.П. Вавилов, Г.Ю. Трофимов // Вопросы экономики. – 2010. – № 12. – С.62-81.